Таблица 7
Отдельные показатели эффективности деятельности
малых предприятий
Число малых предприятий (МП), единиц | Объем продукции (работ, услуг) по всем видам деятельности - на 1 МП, млн. руб. | Объем оборота по всем видам деятельности - на 1 МП, млн. руб. | Объем инвестиций в основной капитал - на 1 МП, тыс. руб. | ||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2003 | 2004 | 2005 | 2003 | 2004 | 2005 | |
ДВФО | 33166 | 38709 | 38577 | 2,55 | 2,78 | 7,98 | 49,6 | 75,3 | 120,2 |
Респуб-лика Саха (Якутия) | 2462 | 2575 | 2577 | 3,21 | 3,79 | 9,8 | 18,8 | 45,6 | 50,3 |
Приморский край | 13190 | 18103 | 17860 | 1,82 | 1,79 | 6,8 | 34,5 | 58,97 | 85,4 |
Хабаровский край | 6367 | 7104 | 7555 | 2,72 | 3,74 | 10,8 | 36,9 | 112,7 | 180,0 |
Амурская область | 2618 | 2718 | 2777 | 2,39 | 2,46 | 6,3 | 115,2 | 132,4 | 177,5 |
Еврейская АО | 403 | 511 | 613 | 1,77 | 3,49 | 5,9 | 2,5 | 25,4 | 42,3 |
Камчат-ская обл. | 1708 | 1817 | 2038 | 4,85 | 4,0 | 6,99 | 67,1 | 80,4 | 294,7 |
Магадан-ская обл. | 1759 | 2030 | 1585 | 3,41 | 3,13 | 10,2 | 38,4 | 54,9 | 58,2 |
Сахалин-ская обл. | 4442 | 3806 | 3286 | 3,09 | 3,99 | 7,8 | 95,6 | 78,8 | 125,1 |
Чукот-ский АО | 217 | 45 | 286 | 1,04 | 36,38 | 9,6 | 1,4 | 26,7 | 1,0 |
Несмотря на положительные результаты деятельности малого предпринимательства в крае, все же потенциал его используется пока не в полной мере. Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие, по-прежнему являются как недостаток собственных финансовых средств, производственных и офисных помещений, несовершенство налогового законодательства, так и административные барьеры, препятствующие работе предпринимателей. Наличие данных проблем характерно для большинства регионов, поскольку мы живем в едином правовом и экономическом пространстве.
Поэтому в процессе реализации действующей программы особое внимание было направлено на поиск путей снижения административных барьеров, расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, содействие развитию производственной и инновационной деятельности малого предпринимательства и на совершенствование форм взаимодействия власти и бизнеса.
Важнейшим направлением деятельности Правительства края в вопросах становления, развития и поддержки предпринимательства, и, прежде всего, малого, является сотрудничество и установление деловых партнерских отношений. Сотрудничество власти и бизнеса в координации усилий по развитию предпринимательства в крае способно решать задачи устойчивого социально-экономического развития территории.
Взаимодействие власти и бизнеса строится в крае по двум направлениям. Особая роль отводится Совету по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края, как совещательному и экспертному органу, который консолидирует деятельность объединений и ассоциаций предпринимателей, служит "площадкой" для выработки решений в целях ускорения экономического роста и осуществляет обратную связь предпринимательского сообщества с органами власти края. Действуют Советы по предпринимательству, созданные при главах муниципальных образований.
Второе направление взаимодействия власти и бизнеса основывается на содействии развитию профессиональных и общественных объединений, ассоциаций и союзов предпринимателей. В крае зарегистрировано 20 отраслевых и общественных объединений предпринимателей для решения общих проблем и консолидации деятельности по защите своих интересов. Однако наиболее активными сегодня можно назвать лишь немногих, в том числе Хабаровское краевое объединение промышленников и предпринимателей (ХКОПП) и Хабаровскую краевую ассоциацию автотранспортников "Хабаровскавто". Другие объединения действуют пока недостаточно эффективно.
В совершенствовании форм взаимодействия органов власти и бизнеса основной упор Правительство края строит на сотрудничестве с бизнес-сообществом и развитии механизмов саморегулирования бизнеса. В этих целях утверждено постановление Губернатора края № 163 от 28 июля 2005 г. "О взаимодействии органов государственной власти края и местного самоуправления с предпринимательскими структурами Хабаровского края", которое направлено на повышение корпоративной культуры и социальной ответственности ведения бизнеса членами предпринимательских сообществ.
В развитие постановления заключаются Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности отраслевых и общественных объединений и ассоциаций предпринимателей с органами власти края и органами муниципальных образований. Представители предпринимательских структур включены в отдельные коллегиальные органы краевых министерств, работают в тесном контакте с профильными министерствами.
Практически не теряет своей остроты проблема административных барьеров. Серьезным тормозом развития малого бизнеса является весьма распространенная практика применения административного ресурса: стремление представителей властных структур, особенно местного уровня, решить проблему не в соответствии с законом, а по своему усмотрению. При этом давление административного аппарата ощущается на всех этапах становления предпринимателей: от него зависит предоставление помещений в аренду и их оплата, отвод земельных участков и выдача разрешений, частота проверок контролирующими органами и многое другое. По оценке Минэкономразвития РФ административные барьеры "съедают" до 10 процентов доходов малого бизнеса.
Поэтому продолжается совместная работа органов власти с Советом по предпринимательству при Губернаторе края, Межведомственным советом при Правительстве края по устранению барьеров в развитии предпринимательства, и другими объединениями и ассоциациями предпринимателей по защите интересов малого бизнеса в части сокращения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.
Только за последнее время проведен ряд заседаний по острейшим вопросам, требующим обсуждения и выработки решений, в том числе о роли предпринимательских объединений в реализации Стратегии экономического развития края, о барьерах в сфере государственной регистрации и лицензирования, о приватизации государственной (краевой) и муниципальной собственности, о повышении роли малого бизнеса в формировании доходной части бюджета Хабаровского края, об арендных отношениях и предпринимательском климате в крае.
Количество одних административных барьеров постепенно снижается, но появляются новые. На сокращение административных барьеров направлена работа "телефона доверия", организованного с июня 2006 года в министерстве экономического развития и внешних связей края, по вопросам устранения барьеров в развитии предпринимательства со стороны федеральных, краевых органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Совместными усилиями власти и бизнеса удалось добиться определенных положительных результатов в направлении сокращения барьеров, но их ликвидация во многом зависит от решения на федеральном уровне.
Основные препятствия для развития малого предпринимательства носят экономический характер: чтобы встать на ноги, предприниматель, особенно начинающий, должен рассчитывать только на свои силы. По оценке экспертов до 90 процентов субъектов малого бизнеса нуждаются в привлечении кредитов для начала своей деятельности. Отсутствие залогового обеспечения, высокие процентные ставки по кредитам, соответственно недоступность банковских кредитных ресурсов, являются тормозом для развития малого бизнеса. Коммерческие банки до сих пор еще неохотно работают с субъектами малого бизнеса, особенно с начинающими.
Не менее важной проблемой являются слишком высокие производственные расходы малых предприятий, которые порой достигает 20 процентов от себестоимости продукции. Это арендная плата, затраты на получение финансовых ресурсов для открытия бизнеса, приобретение производственных помещений, юридические, бухгалтерские, консультационные услуги.
За период реализации предыдущих краевых программ развития и поддержки малого предпринимательства разработаны соответствующие рыночным условиям механизмы финансовой поддержки проектов малого бизнеса, в большей степени на возвратной основе. Это позволило несколько расширить возможности малого предпринимательства по привлечению финансовых ресурсов и создать условия для дальнейшего их наращивания на эти цели.
На развитие финансово-кредитной поддержки проектов в 2004 году из краевого бюджета выделено 8,2 млн. рублей и в результате, за счет ранее полученных бюджетных средств и оборачиваемости возвратных средств, с 2004 по I полугодие 2006 года краевым Фондом поддержки малого предпринимательства оказана финансовая помощь в виде займов (в основном, начинающим предпринимателям) - свыше 320 проектам на сумму около 75 млн. рублей, с ростом в 4,6 раза к 2003 году. Более 60 процентов из общей суммы направлено на поддержку проектов производственной деятельности. Реализация данных проектов позволила создать около 660 новых и сохранить около 2 тысяч рабочих мест.
Поддержку получали субъекты малого предпринимательства Нанайского, Амурского, Вяземского, Тугуро-Чумиканского, Хабаровского, Бикинского, Верхнебуреинского, им. С.Лазо районов, г.г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска.
Продолжается развитие различных форм финансовой поддержки малого предпринимательства. Осуществлялось субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, полученным предпринимателями в финансовых структурах, финансово-кредитная поддержка инвестиционных проектов малого бизнеса.
Наибольшее распространение получило микрокредитование проектов, осуществляемое краевым Фондом поддержки малого предпринимательства, Фондом поддержки малого предпринимательства "Каунтерпарт Бизнес Фонд" и кредитными потребительскими кооперативами. За время действия программы (2004-2006 - I п/г) "Каунтерпарт Бизнес Фондом" поддержано 1,4 тыс. проектов на сумму свыше 270 млн. рублей, кредитными потребительскими кооперативами - на сумму 115 млн. рублей. Развивается инвестиционная поддержка проектов малого бизнеса компанией "Дельта Лизинг", которой проведено около 70 лизинговых сделок на сумму 382 млн. рублей для приобретения оборудования и техники.
Активизировалась работа коммерческих банков, в некоторых появились собственные программы кредитования малого бизнеса, благодаря чему увеличился объем кредитов коммерческих банков на эти цели в 3,3 раза к 2003 г. и составил более 48 млрд. рублей.
В то же время, не получила пока должного развития краевая система гарантий в силу существующих противоречий в действующих нормативных документах различных уровней.
В рамках реализации мероприятий поддержки малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах осуществлялась разработка инновационных предложений, бизнес-планов, подготовка заявок на участие в конкурсах, содействие в разработке конструкторской документации и изготовлении экспериментальных образцов и моделей, создание банка данных перспективных инновационных разработок, выполняемых субъектами малого бизнеса, организация и проведение "круглых столов" и выставок новой продукции.
Оказывается поддержка малому инновационному предпринимательству Агентством интеллектуальной собственности при Хабаровском ЦНТИ, в том числе оформляются заявки на изобретения, полезные модели, товарные знаки, программные продукты.