Основные (отдельные) показатели деятельности малого предпринимательства Хабаровского края (на 01.01.2006 г.)
Количество субъектов малого предпринимательства, единиц | из них: | Численность работающих на малых предприятиях, человек | Численность работающих в малом предпринимательстве (на действующих малых предприятиях, индивидуальных предпринимателей и по найму), человек | Доля численности работающих в малом предпринимательстве от общей численности занятых в экономике города, района, процентов | ||
количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, человек | количество малых предприятий, единиц | |||||
Всего по краю | 31 059 | 23 504 | 7 555 | 93 317 | 167 991 | 23,1 |
в том числе: | ||||||
г.Хабаровск | 16675 | 11128 | 5547 | 59856 | 98427 | 29,2 |
г. Комсомольск | 5896 | 4811 | 1085 | 15380 | 29234 | 19,3 |
Советско-Гаванский район | 1103 | 973 | 130 | 2811 | 6176 | 26,6 |
Николаевский район | 421 | 378 | 43 | 628 | 2032 | 9,2 |
Амурский район | 1055 | 927 | 128 | 1841 | 5288 | 17,1 |
Бикинский район | 387 | 364 | 23 | 389 | 1818 | 15,4 |
Аяно-Майский район | 33 | 27 | 6 | 82 | 140 | 2,5 |
Ванинский район | 741 | 638 | 103 | 1980 | 4665 | 22,8 |
Верхнебуреинский район | 546 | 504 | 42 | 1279 | 2376 | 14,6 |
Вяземский район | 341 | 325 | 16 | 472 | 1260 | 13,8 |
Комсомольский район | 321 | 253 | 68 | 1731 | 2274 | 19,0 |
Район им. Лазо | 1034 | 1001 | 33 | 907 | 3008 | 16,3 |
Нанайский район | 291 | 265 | 26 | 772 | 1487 | 18,4 |
Охотский район | 142 | 136 | 6 | 115 | 346 | 5,6 |
Район им. П.Осипенко | 61 | 50 | 11 | 274 | 446 | 14,9 |
Солнечный район | 540 | 497 | 43 | 1001 | 2888 | 18,1 |
Тугуро-Чумиканский район | 16 | 15 | 1 | 77 | 92 | 9,2 |
Ульчский район | 180 | 166 | 14 | 343 | 1059 | 10,6 |
Хабаровский район | 1276 | 1046 | 230 | 3379 | 4975 | 22,6 |
В 2005 году, несмотря на "пробелы" федерального налогового законодательства (отсутствие признаков определения малых предприятий в перечне показателей Единого государственного реестра юридических лиц - ЕГРН), получены данные о налоговых поступлениях малого предпринимательства края во все уровни бюджета на основе сформированного из ЕГРН перечня малых предприятий. (Перечень (реестр) малых предприятий края является предварительным и требует постоянного - ежеквартального уточнения в связи с тем, что критерии отбора малых предприятий - юридических лиц в процессе деятельности (по фактической численности, по структуре уставного капитала), не стабильны, т.е. предприятия могут переходить из категории "малых" в "средние" и из средних - в "малые".).
В перечень включено 15375 зарегистрированных малых предприятий (по состоянию на 01.01.2006 года), из них фактически уплачивали налоги - 9029 единиц. Остальную категорию составляют вновь зарегистрированные предприятия, у которых не наступили сроки уплаты налогов, находящиеся в стадии ликвидации предприятия, а также сдающие "нулевые" балансы.
По данным Управления ФНС РФ по Хабаровскому краю в 2005 году малым бизнесом края (малыми предприятиями - 9029 ед. и индивидуальными предпринимателями - 23,9 тыс. чел.) уплачено налогов и других платежей во все уровни бюджета в сумме около 4,4 млрд. рублей, в том числе в бюджет края - 2,2 млрд. рублей. При этом доля малого бизнеса составила - 10 процентов в общем объеме уплаченных налогов и других платежей на территории края.
Анализ налоговых поступлений от малого бизнеса свидетельствует о том, что по сравнению с 2000 годом налоговые платежи малого бизнеса в абсолютном выражении увеличились значительно, но их доля в общем объеме налоговых поступлений во все уровни бюджетов почти не изменилась. Это объясняется, в основном, позитивным развитием в целом экономики края, соответственно ростом налоговых платежей крупных и средних предприятий, а также результатами проводимой на протяжении последних лет государственной политики поддержки малого бизнеса, в частности, введением специальных налоговых режимов (упрощенной системы налогообложения - УСН и единого налога на вмененный доход - ЕНВД). Введение данных налоговых режимов направлено на упрощение налогообложения, что дает возможность развитию малого бизнеса и созданию дополнительных рабочих мест, а также позволяет расширить налоговую базу за счет сокращения неформального сектора экономики.
В среднем на одного занятого в малом бизнесе края уплачено налогов и других платежей во все уровни бюджета - 26,2 тыс. рублей; одним малым предприятием - 375,4 тыс. рублей; одним индивидуальным предпринимателем - 42,2 тыс. рублей.
В структуре поступивших налогов и платежей от малого бизнеса края наибольшую долю вносят предприниматели г. Хабаровска (около 63 %) и г. Комсомольска-на-Амуре (свыше 18 %). На Хабаровский и Совгаванский районы приходится по 4 процента и в остальных районах - от 0,1 (Тугуро-Чумиканский р-н) до 2 процентов (Амурский р-н).
С развитием местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение самых серьезных социальных вопросов смещается в сторону муниципалитетов. Сегодня экономическую основу многих поселений в районах составляют структуры малого среднего бизнеса - это именно тот рычаг, который может эффективно воздействовать на экономику.
Там, где руководство муниципальных районов уделяет должное внимание развитию малого бизнеса, там и выше объем налоговых поступлений от этого сектора экономики. В 2005 году доля малого бизнеса в структуре уплаченных в районе налогов и платежей во все уровни бюджета составляет: в Советско-Гаванском районе - 18,2 процента, в Хабаровском р-не - 15,2; в Нанайском- 14,4; в Амурском - 13,4; в г. Хабаровске - 11,1; в г. Комсомольске-на-Амуре - 10,3 процента. В районах имени Лазо, имени Полины Осипенко и Вяземском доля налогов и платежей от малого бизнеса составляет порядка 9 процентов, в остальных районах - от 2 до 7 процентов.
Сведения об уплаченных налогах и других платежах малого бизнеса в разрезе муниципальных районов края и видов налогов, представлены ниже в таблицах 4 и 5.
Несовершенство налогового законодательства, уход предпринимательских структур от налоговых обязательств, занижение налогооблагаемой базы, выплата заработной платы в "конвертах" и другие нарушения налогового законодательства, значительно снижают вклад малого бизнеса края в доходы бюджетов всех уровней.