Недействующий

Об итогах развития малого предпринимательства в Хабаровском крае и мерах его государственной поддержки на 2007-2009 годы (Утратило силу с 1 января 2010 года на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 23 июля 2009 года N 214-пр)

Таблица 3

Основные (отдельные) показатели деятельности малого предпринимательства Хабаровского края (на 01.01.2006 г.)

Количество субъектов малого предпринимательства, единиц

из них:

Численность работающих на малых предприятиях, человек

Численность работающих в малом предпринимательстве (на действующих малых предприятиях, индивидуальных предпринимателей и по найму), человек

Доля численности работающих в малом предпринимательстве от общей численности занятых в экономике города, района, процентов

количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, человек

количество малых предприятий, единиц

Всего по краю

31 059

23 504

7 555

93 317

167 991

23,1

в том числе:

г.Хабаровск

16675

11128

5547

59856

98427

29,2

г. Комсомольск

5896

4811

1085

15380

29234

19,3

Советско-Гаванский район

1103

973

130

2811

6176

26,6

Николаевский район

421

378

43

628

2032

9,2

Амурский район

1055

927

128

1841

5288

17,1

Бикинский район

387

364

23

389

1818

15,4

Аяно-Майский район

33

27

6

82

140

2,5

Ванинский район

741

638

103

1980

4665

22,8

Верхнебуреинский район

546

504

42

1279

2376

14,6

Вяземский район

341

325

16

472

1260

13,8

Комсомольский район

321

253

68

1731

2274

19,0

Район им. Лазо

1034

1001

33

907

3008

16,3

Нанайский район

291

265

26

772

1487

18,4

Охотский район

142

136

6

115

346

5,6

Район им. П.Осипенко

61

50

11

274

446

14,9

Солнечный район

540

497

43

1001

2888

18,1

Тугуро-Чумиканский район

16

15

1

77

92

9,2

Ульчский район

180

166

14

343

1059

10,6

Хабаровский район

1276

1046

230

3379

4975

22,6


В 2005 году, несмотря на "пробелы" федерального налогового законодательства (отсутствие признаков определения малых предприятий в перечне показателей Единого государственного реестра юридических лиц - ЕГРН), получены данные о налоговых поступлениях малого предпринимательства края во все уровни бюджета на основе сформированного из ЕГРН перечня малых предприятий. (Перечень (реестр) малых предприятий края является предварительным и требует постоянного - ежеквартального уточнения в связи с тем, что критерии отбора малых предприятий - юридических лиц в процессе деятельности (по фактической численности, по структуре уставного капитала), не стабильны, т.е. предприятия могут переходить из категории "малых" в "средние" и из средних - в "малые".).

В перечень включено 15375 зарегистрированных малых предприятий (по состоянию на 01.01.2006 года), из них фактически уплачивали налоги - 9029 единиц. Остальную категорию составляют вновь зарегистрированные предприятия, у которых не наступили сроки уплаты налогов, находящиеся в стадии ликвидации предприятия, а также сдающие "нулевые" балансы.

По данным Управления ФНС РФ по Хабаровскому краю в 2005 году малым бизнесом края (малыми предприятиями - 9029 ед. и индивидуальными предпринимателями - 23,9 тыс. чел.) уплачено налогов и других платежей во все уровни бюджета в сумме около 4,4 млрд. рублей, в том числе в бюджет края - 2,2 млрд. рублей. При этом доля малого бизнеса составила - 10 процентов в общем объеме уплаченных налогов и других платежей на территории края.

Анализ налоговых поступлений от малого бизнеса свидетельствует о том, что по сравнению с 2000 годом налоговые платежи малого бизнеса в абсолютном выражении увеличились значительно, но их доля в общем объеме налоговых поступлений во все уровни бюджетов почти не изменилась. Это объясняется, в основном, позитивным развитием в целом экономики края, соответственно ростом налоговых платежей крупных и средних предприятий, а также результатами проводимой на протяжении последних лет государственной политики поддержки малого бизнеса, в частности, введением специальных налоговых режимов (упрощенной системы налогообложения - УСН и единого налога на вмененный доход - ЕНВД). Введение данных налоговых режимов направлено на упрощение налогообложения, что дает возможность развитию малого бизнеса и созданию дополнительных рабочих мест, а также позволяет расширить налоговую базу за счет сокращения неформального сектора экономики.

В среднем на одного занятого в малом бизнесе края уплачено налогов и других платежей во все уровни бюджета - 26,2 тыс. рублей; одним малым предприятием - 375,4 тыс. рублей; одним индивидуальным предпринимателем - 42,2 тыс. рублей.

В структуре поступивших налогов и платежей от малого бизнеса края наибольшую долю вносят предприниматели г. Хабаровска (около 63 %) и г. Комсомольска-на-Амуре (свыше 18 %). На Хабаровский и Совгаванский районы приходится по 4 процента и в остальных районах - от 0,1 (Тугуро-Чумиканский р-н) до 2 процентов (Амурский р-н).

С развитием местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение самых серьезных социальных вопросов смещается в сторону муниципалитетов. Сегодня экономическую основу многих поселений в районах составляют структуры малого среднего бизнеса - это именно тот рычаг, который может эффективно воздействовать на экономику.

Там, где руководство муниципальных районов уделяет должное внимание развитию малого бизнеса, там и выше объем налоговых поступлений от этого сектора экономики. В 2005 году доля малого бизнеса в структуре уплаченных в районе налогов и платежей во все уровни бюджета составляет: в Советско-Гаванском районе - 18,2 процента, в Хабаровском р-не - 15,2; в Нанайском- 14,4; в Амурском - 13,4; в г. Хабаровске - 11,1; в г. Комсомольске-на-Амуре - 10,3 процента. В районах имени Лазо, имени Полины Осипенко и Вяземском доля налогов и платежей от малого бизнеса составляет порядка 9 процентов, в остальных районах - от 2 до 7 процентов.

Сведения об уплаченных налогах и других платежах малого бизнеса в разрезе муниципальных районов края и видов налогов, представлены ниже в таблицах 4 и 5.

Несовершенство налогового законодательства, уход предпринимательских структур от налоговых обязательств, занижение налогооблагаемой базы, выплата заработной платы в "конвертах" и другие нарушения налогового законодательства, значительно снижают вклад малого бизнеса края в доходы бюджетов всех уровней.