Недействующий

О работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблем социального сиротства в Хабаровском крае


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2006 года N 199-пр


О работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних по решению проблем социального сиротства в Хабаровском крае

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 8 июля 2016 года N 223-пр

__________________________


Процессы реформирования в экономике и во всех областях социальной сферы повлекли значительные изменения демографических, экономических, социокультурных показателей жизни населения края. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. С каждым годом при общем снижении рождаемости возрастает количество детей, рожденных и воспитывающихся в неблагополучных семьях.

По данным статистики, общая численность детского населения ежегодно уменьшается на 10 - 15 тысяч. При этом: 44,2 процента детей воспитываются в малоимущих семьях, 17,9 процента детей - в неполных семьях, 6,3 процента - в неблагополучных семьях, 4,5 процента - в семьях, находящихся в социально опасном положении. Указанные категории семей составляют так называемую "группу риска" по социальному сиротству. *1)

Количество сирот в крае достигло 10,5 тыс. человек (3,3 процента от общей численности детского населения). При этом 79 процентов из них - социальные сироты при живых родителях. Более 150 "брошенных" детей ежегодно пополняют дома ребенка. В 62 детских домах и школах-интернатах системы образования края находятся 3 308 детей. В домах ребенка воспитываются 367 детей. В 16 учреждениях соцзащиты населения проходят социальную реабилитацию 2 056 детей. 435 детей с тяжелыми формами умственной отсталости содержатся в трех специальных домах-интернатах. Большинство из этих детей с рождения и до начала самостоятельной жизни воспитываются в государственных учреждениях, что лишает их возможности приобретать опыт жизни и воспитания в семье. Затраты на содержание воспитанников указанных учреждений ежегодно увеличиваются более чем на 10 процентов. Фактические расходы на содержание одного ребенка в 2005 году в среднем составили 209 тыс. рублей в год (17,4 тыс. рублей в месяц). Объем фактических затрат по сети учреждений составил около 1,5 млрд. рублей в год. Выпускники этих учреждений (450 человек ежегодно) имеют серьезные проблемы в социализации; 2,7 тыс. человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в обеспечении жильем.

В неблагополучных семьях сегодня проживают 20 тыс. детей, 14,5 тыс. детей находятся в социально опасном положении. Ежегодно растет число детей, в отношении которых родители лишены родительских прав: 2002 год - 900 детей; 2004 год - 992; 2005 год - 1 067 детей. К основным причинам социального сиротства относятся: асоциальное поведение родителей, алкоголизм, токсикомания, наркомания; насилие над детьми и другими членами семьи; бедность; безответственность за судьбу детей.

Функционирующая в крае сеть учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних реализует меры по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В учреждениях здравоохранения внедряются новые перинатальные технологии, которые способствуют укреплению связи матери с ребенком и предупреждению возможных отказов от него. Продолжают развиваться социальные услуги для семьи и детей. По итогам 2005 года учреждениями социальной защиты населения предоставлено более 250 тыс. различных услуг семьям и детям. За счет средств краевой целевой программы семьи с несовершеннолетними детьми получили различные виды социальной помощи на сумму более 580 млн. рублей, что на 8 процентов больше в сравнении с 2004 годом. *2)

Органами внутренних дел края проводится работа по выявлению безнадзорных детей, склонных к совершению правонарушений и преступлений, принимаются меры к пресечению асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, меры милицейского воздействия к родителям несовершеннолетних. В школах края осуществляют профилактическую работу 100 "школьных" инспекторов; в проведении профилактических мероприятий среди учащихся школ задействованы участковые уполномоченные милиции, оперуполномоченные уголовного розыска.

Накоплен определенный позитивный опыт профилактики социального сиротства органами местного самоуправления. Проблемы профилактики безнадзорности и социального сиротства довольно результативно решаются в городах Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Ванинском, Комсомольском, Вяземском муниципальных районах.

В последние годы некоторое развитие в крае получают семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: приемные семьи и семейные воспитательные группы. Опыт их работы показал, что воспитание в семье позволяет ребенку приобрести позитивный опыт семейных отношений, навыки выполнения семейных обязанностей, осознать себя равноправным членом общества, преодолеть иждивенчество, развить способности рационального ведения собственного домохозяйства. Развитие института замещающей семьи позволит "разгрузить" государственные учреждения для детей-сирот, а при целенаправленном и грамотном подходе приведет к снижению их количества в крае.

Развитие семейных форм устройства детей сдерживается несовершенством нормативной базы, отсутствием стимулирующих факторов, отсутствием специальных служб подготовки и сопровождения замещающих семей, недостаточностью информационно-разъяснительной работы. По этой же причине не нашел своего продолжения эксперимент по созданию патронатных семей. *3)

Из вышесказанного следует, что меры, принимаемые органами профилактики, не обеспечивают реальных механизмов защиты прав детей.

Комиссии по делам несовершеннолетних при органах государственной власти и муниципального управления не имеют достаточных полномочий для решения возложенных на них задач.

Подготовка молодых специалистов по социальной работе, социальной педагогике в учреждениях профессионального образования края не учитывает реальных потребностей сектора социальных услуг.

Сложившаяся практика работы органов и учреждений системы профилактики направлена на преодоление семейных кризисов, а не на их предупреждение, не уделяется должного внимания превентивным мерам по предупреждению семейного неблагополучия на ранних стадиях.

Слабо функционируют механизмы координации и взаимодействия органов системы профилактики по защите прав ребенка, помощь семьям с детьми осуществляется ведомствами разрозненно и не представляет собой комплекса мероприятий по решению проблемы социального сиротства.

Таким образом, работа органов и учреждений требует формирования целостного подхода к проблеме социального сиротства, создания комплекса мер по профилактике социального сиротства в Хабаровском крае. Результатом его реализации должно стать:

- сокращение числа социальных сирот в Хабаровском крае;

- ориентирование органов системы профилактики на устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающие семьи (приемные, патронатные семьи, семейные воспитательные группы) или под опеку;

- преодоление межведомственной разобщенности, раскоординированности, бессистемности в деятельности органов и учреждений по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях создания в крае целостной комплексной и эффективной системы профилактики социального сиротства Правительство края

постановляет:

1. Признать работу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблем социального сиротства в Хабаровском крае недостаточной.

2. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по профилактике социального сиротства в Хабаровском крае на 2007-2009 годы.