ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2006 года N 199-пр
О работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних по решению проблем социального сиротства в Хабаровском крае
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 8 июля 2016 года N 223-пр
__________________________
Процессы реформирования в экономике и во всех областях социальной сферы повлекли значительные изменения демографических, экономических, социокультурных показателей жизни населения края. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. С каждым годом при общем снижении рождаемости возрастает количество детей, рожденных и воспитывающихся в неблагополучных семьях.
По данным статистики, общая численность детского населения ежегодно уменьшается на 10 - 15 тысяч. При этом: 44,2 процента детей воспитываются в малоимущих семьях, 17,9 процента детей - в неполных семьях, 6,3 процента - в неблагополучных семьях, 4,5 процента - в семьях, находящихся в социально опасном положении. Указанные категории семей составляют так называемую "группу риска" по социальному сиротству. *1)
Количество сирот в крае достигло 10,5 тыс. человек (3,3 процента от общей численности детского населения). При этом 79 процентов из них - социальные сироты при живых родителях. Более 150 "брошенных" детей ежегодно пополняют дома ребенка. В 62 детских домах и школах-интернатах системы образования края находятся 3 308 детей. В домах ребенка воспитываются 367 детей. В 16 учреждениях соцзащиты населения проходят социальную реабилитацию 2 056 детей. 435 детей с тяжелыми формами умственной отсталости содержатся в трех специальных домах-интернатах. Большинство из этих детей с рождения и до начала самостоятельной жизни воспитываются в государственных учреждениях, что лишает их возможности приобретать опыт жизни и воспитания в семье. Затраты на содержание воспитанников указанных учреждений ежегодно увеличиваются более чем на 10 процентов. Фактические расходы на содержание одного ребенка в 2005 году в среднем составили 209 тыс. рублей в год (17,4 тыс. рублей в месяц). Объем фактических затрат по сети учреждений составил около 1,5 млрд. рублей в год. Выпускники этих учреждений (450 человек ежегодно) имеют серьезные проблемы в социализации; 2,7 тыс. человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в обеспечении жильем.
В неблагополучных семьях сегодня проживают 20 тыс. детей, 14,5 тыс. детей находятся в социально опасном положении. Ежегодно растет число детей, в отношении которых родители лишены родительских прав: 2002 год - 900 детей; 2004 год - 992; 2005 год - 1 067 детей. К основным причинам социального сиротства относятся: асоциальное поведение родителей, алкоголизм, токсикомания, наркомания; насилие над детьми и другими членами семьи; бедность; безответственность за судьбу детей.
Функционирующая в крае сеть учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних реализует меры по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В учреждениях здравоохранения внедряются новые перинатальные технологии, которые способствуют укреплению связи матери с ребенком и предупреждению возможных отказов от него. Продолжают развиваться социальные услуги для семьи и детей. По итогам 2005 года учреждениями социальной защиты населения предоставлено более 250 тыс. различных услуг семьям и детям. За счет средств краевой целевой программы семьи с несовершеннолетними детьми получили различные виды социальной помощи на сумму более 580 млн. рублей, что на 8 процентов больше в сравнении с 2004 годом. *2)
Органами внутренних дел края проводится работа по выявлению безнадзорных детей, склонных к совершению правонарушений и преступлений, принимаются меры к пресечению асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, меры милицейского воздействия к родителям несовершеннолетних. В школах края осуществляют профилактическую работу 100 "школьных" инспекторов; в проведении профилактических мероприятий среди учащихся школ задействованы участковые уполномоченные милиции, оперуполномоченные уголовного розыска.
Накоплен определенный позитивный опыт профилактики социального сиротства органами местного самоуправления. Проблемы профилактики безнадзорности и социального сиротства довольно результативно решаются в городах Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Ванинском, Комсомольском, Вяземском муниципальных районах.
В последние годы некоторое развитие в крае получают семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: приемные семьи и семейные воспитательные группы. Опыт их работы показал, что воспитание в семье позволяет ребенку приобрести позитивный опыт семейных отношений, навыки выполнения семейных обязанностей, осознать себя равноправным членом общества, преодолеть иждивенчество, развить способности рационального ведения собственного домохозяйства. Развитие института замещающей семьи позволит "разгрузить" государственные учреждения для детей-сирот, а при целенаправленном и грамотном подходе приведет к снижению их количества в крае.
Развитие семейных форм устройства детей сдерживается несовершенством нормативной базы, отсутствием стимулирующих факторов, отсутствием специальных служб подготовки и сопровождения замещающих семей, недостаточностью информационно-разъяснительной работы. По этой же причине не нашел своего продолжения эксперимент по созданию патронатных семей. *3)
Из вышесказанного следует, что меры, принимаемые органами профилактики, не обеспечивают реальных механизмов защиты прав детей.
Комиссии по делам несовершеннолетних при органах государственной власти и муниципального управления не имеют достаточных полномочий для решения возложенных на них задач.
Подготовка молодых специалистов по социальной работе, социальной педагогике в учреждениях профессионального образования края не учитывает реальных потребностей сектора социальных услуг.
Сложившаяся практика работы органов и учреждений системы профилактики направлена на преодоление семейных кризисов, а не на их предупреждение, не уделяется должного внимания превентивным мерам по предупреждению семейного неблагополучия на ранних стадиях.
Слабо функционируют механизмы координации и взаимодействия органов системы профилактики по защите прав ребенка, помощь семьям с детьми осуществляется ведомствами разрозненно и не представляет собой комплекса мероприятий по решению проблемы социального сиротства.
Таким образом, работа органов и учреждений требует формирования целостного подхода к проблеме социального сиротства, создания комплекса мер по профилактике социального сиротства в Хабаровском крае. Результатом его реализации должно стать:
- сокращение числа социальных сирот в Хабаровском крае;
- ориентирование органов системы профилактики на устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающие семьи (приемные, патронатные семьи, семейные воспитательные группы) или под опеку;
- преодоление межведомственной разобщенности, раскоординированности, бессистемности в деятельности органов и учреждений по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях создания в крае целостной комплексной и эффективной системы профилактики социального сиротства Правительство края
постановляет:
1. Признать работу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблем социального сиротства в Хабаровском крае недостаточной.
2. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по профилактике социального сиротства в Хабаровском крае на 2007-2009 годы.
3. Управлению по социальным вопросам аппарата Губернатора и Правительства края (Барышева Л.Г.) обеспечить координацию межведомственного взаимодействия в выполнении Комплекса мер по профилактике социального сиротства в Хабаровском крае на 2007-2009 годы.
4. Министерству образования края (Обухова Л.Ф.), министерству социальной защиты населения края (Частный С.И.), министерству здравоохранения края (Витько А.В.), министерству жилищно-коммунального хозяйства края (Чаткин Н.М.), комитету по молодежной политике Правительства края (Приходько В.С.), комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края (Ачимов О.Г.), главному управлению территориальной политики, кадров и общественных связей Губернатора и Правительства края (Левков С.А.) совместно с Управлением внутренних дел Хабаровского края (Баранов В.А.), Дальневосточной академией государственной службы (Горбунов Н.М.):
4.1. Обеспечить выполнение Комплекса мер по профилактике социального сиротства в Хабаровском крае на 2007-2009 годы.
4.2. Ежегодно до 10 июля и 10 января представлять заместителю Председателя Правительства края по социальным вопросам информацию о ходе реализации Комплекса мер по профилактике социального сиротства в Хабаровском крае на 2007-2009 годы.
5. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края:
5.1. Считать приоритетными направлениями в работе по профилактике социального сиротства определение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан; раннюю профилактику семейного неблагополучия.
5.2. Обеспечить скоординированную работу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в реализации Комплекса мер по профилактике социального сиротства в Хабаровском крае на 2007-2009 годы.
5.3. Усилить внимание к вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным деяниям несовершеннолетних.
5.4. Разработать муниципальные программы "Семья и детство".
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора края Сыркина В.И.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Ишаев
КОМПЛЕКС МЕР
по профилактике социального сиротства в Хабаровском крае на 2007-2009 годы
N п/п | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Сумма затрат (тыс. рублей) | Источник финансирования | Исполнители | ||
2007 год | 2008 год | 2009 год | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Первоочередные организационные мероприятия | ||||||
1.1. | Подготовить и представить на рассмотрение Губернатора края вопрос о создании в аппарате Правительства края структуры для организации и координации работы с семьями и детьми на территории Хабаровского края | 2007 год | управление по социальным вопросам аппарата Губернатора и Правительства края, министерство социальной защиты населения края, министерство образования края, министерство здравоохранения края, Управление внутренних дел Хабаровского края, комитет по молодежной политике Правительства края | ||||
1.2. | Создать единый краевой банк данных несовершеннолетних и семей "группы особого внимания", разработать схему межведомственного взаимодействия по формированию банка, приобрести и внедрить компьютерную программу ведения единого банка данных | 2008 год | 1000 | краевой бюджет | управление по социальным вопросам аппарата Губернатора и Правительства края | ||
1.3. | Определить: - г. Комсомольск-на-Амуре, Амурский, Хабаровский муниципальные районы экспериментальными (пилотными) площадками по созданию системы профилактики социального сиротства; - г. Хабаровск - экспериментальной площадкой для разработки модели "службы экстренного реагирования" | 2007 год | в рамках текущего финансирования | управление по социальным вопросам аппарата Губернатора и Правительства края, министерство образования края, министерство здравоохранения края, министерство социальной защиты населения края, комитет по молодежной политике Правительства края, Управление внутренних дел Хабаровского края (по согласованию), Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (по согласованию) | |||
1.4. | Изучить вопрос о создании экспериментальных площадок по устройству воспитанников детских домов на воспитание в семьи; службы психолого-медико-педагогического и правового сопровождения замещающих семей в экспериментальных (пилотных) муниципальных образованиях: г. Комсомольске-на-Амуре, Амурском, Хабаровском муниципальных районах | 2007 год | в рамках сотрудничества с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения (по согласованию) | Министерство образования края, главы муниципальных образований г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского, Амурского муниципальных районов (по согласованию) | |||
1.5. | Провести исследование по социальной адаптации выпускников детского дома № 1 г. Хабаровска 2002 - 2006 годов и внести предложения по созданию механизма постинтернатного сопровождения выпускников детских домов; организовать в экспериментальных (пилотных) муниципальных образованиях: г. Комсомольске-на-Амуре, Амурском, Хабаровском муниципальных районах на базе детских домов службы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений | 2007 год | в рамках текущего финансирования | Министерство образования края, главы муниципальных образований г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского, Амурского муниципальных районов (по согласованию) | |||
1.6. | Разработать и создать краевую систему управления по раннему выявлению детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, апробировать ее в экспериментальных (пилотных) муниципальных образованиях: г. Комсомольске-на-Амуре, Амурском, Хабаровском муниципальных районах | 2007 - 2008 гг. | Министерство образования края, министерство здравоохранения края, министерство социальной защиты населения края, комитет по молодежной политике Правительства края, Управление внутренних дел Хабаровского края (по согласованию), Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (по согласованию) | ||||
1.7. | Создать краевой центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2007 - 2008 гг. | в рамках текущего финансирования | Министерство образования края | |||
1.8. | Заключить по результатам проведения торгов государственный контракт на право выполнения научно-исследовательских работ по темам: "Профилактика социального сиротства", "Реорганизация интернатных учреждений" | 2007 год | в рамках текущего финансирования | Министерство образования края | |||
1.9. | Изучить вопрос о предоставлении социальных гарантий приемным семьям в Хабаровском крае | 2007 год | - " - | ||||
1.10. | Изучить опыт работы детских поликлинических учреждений края по организации медико-социальной помощи детям и подросткам | 2007 год | Министерство здравоохранения края совместно с органами управления здравоохранением муниципальных образований края | ||||
1.11. | Разработать положение о волонтерском движении в Хабаровском крае, в части профилактики социального сиротства, по работе с семьями и детьми "группы риска" и апробировать в экспериментальных (пилотных) муниципальных образованиях: г. Комсомольске-на-Амуре, Амурском, Хабаровском муниципальных районах | 2007 год | в рамках сотрудничества с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения (по согласованию) | комитет по молодежной политике Правительства края | |||
1.12. | Проводить ежегодный мониторинг выполнения комплекса мер по профилактике социального сиротства в крае | 2007 - 2009 гг. | управление по социальным вопросам аппарата Губернатора и Правительства края, министерство образования края, министерство социальной защиты населения края, министерство здравоохранения края, комитет по молодежной политике Правительства края, Управление внутренних дел Хабаровского края (по согласованию) | ||||
2. | Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы | ||||||
Подготовить проекты краевых нормативных правовых актов: - "Об определении уполномоченного органа, осуществляющего координацию деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми в Хабаровском крае"; - "Об определении уполномоченного органа, осуществляющего назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью"; - "О выплате единовременного пособия при всех формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" | 2007 | в рамках текущего финансирования | Министерство образования края | ||||
3. | Подготовка кадров и методическое обеспечение | ||||||
3.1. | Проанализировать потребность в специалистах и систему подготовки кадров для работы с неблагополучными семьями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми-сиротами, детьми и семьями "группы риска", замещающими семьями; внести предложения по ее совершенствованию | 2007 год | Министерство образования края, министерство социальной защиты населения края, комитет по молодежной политике Правительства края; Дальневосточная академия государственной службы (по согласованию), Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (по согласованию) | ||||
3.2. | Проводить проектные семинары по обучению кадров новым технологиям работы с семьями и детьми "группы риска", по созданию "службы ранней помощи" в рамках соглашения с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения | 2007 - 2009 гг. | Министерство образования края, министерство здравоохранения края, министерство социальной защиты населения края, комитет по молодежной политике Правительства края, Управление внутренних дел Хабаровского края (по согласованию), Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (по согласованию) | ||||
3.3. | Организовать на базе краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров проведение постоянно действующих семинаров "Профилактика социального сиротства", "Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений" | 2007 - 2009 гг. | в рамках текущего финансирования | Министерство образования края, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (по согласованию) | |||
3.4. | Обобщить и распространить в крае опыт г. Хабаровска по созданию "социальных гостиных" при общеобразовательных школах города | 2007 год | в рамках текущего финансирования | Министерство образования края, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (по согласованию) | |||
3.5. | Проводить в рамках ежегодных Дальневосточных молодежных форумов семинары по проблеме социального сиротства; семинары-тренинги для специалистов социальной сферы и молодежи на тему "Социально благополучная и ответственная семья как первичная профилактика социального сиротства"; тиражировать и распространять справочно-методические пособия для молодой семьи и будущих родителей | 2007 - 2009 гг. | комитет по молодежной политике Правительства края | ||||
3.6. | Изучить опыт работы по адаптации выпускников интернатных учреждений Томской, Тюменской, Пермской областей с выездом в регионы | 2007 - 2009 гг. | Министерство образования края, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (по согласованию) | ||||
4. | Ранняя профилактика социального сиротства | ||||||
4.1. | Распространить опыт учреждений здравоохранения г. Хабаровска по созданию службы раннего вмешательства в экспериментальных (пилотных) муниципальных образованиях: г. Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском, Амурском муниципальных районах | 2007 - 2009 гг. | в рамках текущего финансирования | Министерство здравоохранения края совместно с руководителями органов управления здравоохранением администраций г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского, Амурского муниципальных районов | |||
4.2. | Провести краевой конкурс "Семья года" | 2008 год | в рамках текущего финансирования | Министерство образования края, министерство социальной защиты населения края, министерство здравоохранения края, комитет по молодежной политике Правительства края | |||
4.3. | Провести краевой конкурс сочинений учащихся "Моя семья, моя родословная" | 2008 год | в рамках текущего финансирования | Министерство образования края | |||
4.4. | Апробировать и внедрить серию занятий социально-образовательной программы по формированию ответственного родительства "Мой выбор - здоровье!" с девочками из детских домов в экспериментальных (пилотных) муниципальных образованиях: г. Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском, Амурском муниципальных районах | 2007 - 2009 гг. | в рамках текущего финансирования | комитет по молодежной политике Правительства края | |||
4.5. | Провести на базе молодежных центров курсы для будущих родителей "Ваш малыш" | 2007 - 2009 гг. | в рамках текущего финансирования | - " - | |||
5. | Развитие форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||||||
5.1. | Создать в крае 60 приемных семей (по 20 семей ежегодно) | 2007 - 2009 гг. | Министерство образования края, министерство социальной защиты населения края, главы муниципальных образований края | ||||
5.2. | Обобщить опыт работы детских домов муниципальных образований края по созданию воспитательных групп по семейному типу | 2007 год | в рамках текущего финансирования | Министерство образования края | |||
5.3. | Изучить вопрос о практической возможности обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2007 год | управление по социальным вопросам аппарата Губернатора и Правительства края, министерство жилищно-коммунального хозяйства края, министерство образования края, министерство социальной защиты населения края | ||||
6. | Пропаганда в средствах массовой информации семейного жизнеустройства детей и профилактики социального сиротства | ||||||
6.1. | Подготовить предложения о создании на телевидении рубрики (программы, передачи) по пропаганде положительного опыта семейного воспитания и вопросам профилактики социального сиротства | 2007 год | комитет по печати, полиграфической промышленности и теле- радиовещанию Правительства края | ||||
6.2. | Провести пресс-конференцию "Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае" | 2007 год | в рамках текущего финансирования | Министерство образования края | |||
6.3. | Провести конкурс среди журналистов на лучший материал по профилактике социального сиротства и пропаганде положительного опыта семейного воспитания | 2008 год | в рамках текущего финансирования | комитет по печати, полиграфической промышленности и теле- радиовещанию Правительства края, министерство образования края, министерство социальной защиты населения края, министерство здравоохранения края, комитет по молодежной политике Правительства края | |||
7. | Взаимодействие с некоммерческими общественными организациями, объединениями | ||||||
7.1. | Составить реестр некоммерческих организаций, предоставляющих услуги детям и семьям | 2007 год | управление по социальным вопросам аппарата Губернатора и Правительства края, отдел по связям с партиями, общественными и религиозными объединениями главного управления территориальной политики, кадров и общественных связей Губернатора и Правительства края | ||||
7.2. | Выстроить систему взаимоотношений с некоммерческими организациями и объединениями, занимающимися проблемами семьи и детей, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства | 2007 год | управление по социальным вопросам аппарата Губернатора и Правительства края, министерство образования края, министерство социальной защиты населения края, министерство здравоохранения края, комитет по молодежной политике Правительства края | ||||
7.3. | Провести конкурс на лучший районный (городской) родительский совет | 2008 год | Внебюджетные источники | Министерство образования края | |||
Итого | 1000 |
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка