(с изменениями на 9 декабря 2009 года)
(редакция, действующая с 15 декабря 2009 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Хабаровского края от 29 октября 2008 года N 214
Законом Хабаровского края от 9 декабря 2009 года N 291
________________________________
Утвердить краевую целевую программу «Комплексные меры противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков на 2007-2010 годы» согласно приложению.
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Председатель Законодательной Думы Хабаровского края
Ю.И.Оноприенко
Приложение
к Закону Хабаровского края
от 20 декабря 2006 года N 87
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАРКОМАНИИ И НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ
НА 2007-2010 ГОДЫ»
(с изменениями на 9 декабря 2009 года)
ПАСПОРТ
краевой целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании
и незаконному обороту наркотиков на 2007-2010 годы»
Заказчик программы | Правительство Хабаровского края |
Основные разработчики программы | Правительство Хабаровского края; Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Хабаровскому краю |
Основная цель программы | сокращение масштабов незаконного оборота наркотиков, распространения наркомании на территории Хабаровского края (далее - край) |
Основные задачи программы | развитие и укрепление системы межведомственного взаимодействия в организации профилактики и противодействия наркомании и наркопреступности; совершенствование системы профилактики наркомании среди детей и подростков; совершенствование антинаркотической пропаганды и просвещения; совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача; уничтожение сырьевой базы для производства наркотиков |
Перечень основных мероприятий программы | организационные мероприятия по противодействию потреблению наркотиков и их незаконному обороту; профилактика злоупотребления наркотическими средствами; информационная поддержка профилактической деятельности; пресечение незаконного оборота наркотиков; совершенствование методов диагностики, лечения и профилактики наркомании |
Срок реализации программы | 2007-2010 годы |
Исполнители программы | органы исполнительной власти края, определяемые Правительством края |
Объем и источник финансирования программы | краевой бюджет - 21 млн. 500 тыс. рублей (Строка в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2008 года Законом Хабаровского края от 29 октября 2008 года N 214 -см. предыдущую редакцию, с 15 декабря 2009 года Законом Хабаровского края от 9 декабря 2009 года N 291 - см. предыдущую редакцию). |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | снижение уровня незаконного оборота наркотиков и наркопреступности; сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; создание эффективной системы управления процессом профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков в крае; формирование антинаркотического сознания у детей и подростков; создание условий для реабилитации и ресоциализации наркозависимых больных |
Ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории края, характеризуется сохранением негативных тенденций, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности.
Это обусловлено наличием обширной природно-сырьевой базы для производства наркотиков, разветвленной транспортной инфраструктуры, в том числе и на международных направлениях, что открывает широкие возможности для транспортировки наркотических средств из соседних субъектов Дальневосточного федерального округа (Амурская и Еврейская автономная области, Приморский край), а также из западных регионов России (в основном из Сибири и Урала) непосредственно в край и через его территорию в другие регионы округа.
Последние два года уровень преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков в крае, остается достаточно высоким. В 2005 году выявлено 2546 (2004 год - 2543) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе тяжких и особо тяжких 2205 (2004 год - 2084), что составляет 86,6% от общего количества наркопреступлений.
По данным министерства здравоохранения края, на учете в медицинских учреждениях края на 1 января 2006 года состояло 4143 (на 1 января 2005 года - 4250) больных наркоманией, из которых 4129 (на 1 января 2005 года - 4129) - взрослые, 14 (на 1 января 2005 года - 18) - подростки.
Однако официальная статистика не в полной мере отражает действительную наркоситуацию в крае. По прогнозам министерства здравоохранения и социального развития России, реальное количество наркопотребителей в регионах, в среднем, в 8-10 раз превышает официальную статистику. Данные анонимного анкетирования учащихся учебных заведений края, проведенного в 2004-2005 годах в рамках мониторинга наркоситуации, показывают, что расчетное количество подростков, употребляющих наркотики, составляет около 13 тыс. человек.
Значительное несоответствие данных официальной статистики и данных, полученных в результате проведения мониторинга наркоситуации, свидетельствует о наличии пробелов в нормативно-правовом регулировании организации учета указанной категории лиц. Основным фактором, отрицательно влияющим на несоответствие статистических данных реальному положению дел, является нежелание становиться на учет в связи с негативным общественным мнением в отношении наркоманов и возможными отрицательными правовыми последствиями, обусловленными самим фактом нахождения на учете в лечебно-профилактическом учреждении наркологического профиля.
Вместе с тем имеющаяся информация свидетельствует о том, что потребление синтетических наркотиков и наркотиков каннабисной группы достаточно широко распространено среди подростков и молодежи. Как правило, это происходит в маленьких группах на корпоративных вечеринках, в ночных игровых и танцевальных клубах, во дворах.
В такой ситуации возрастает значимость установок и задач, решаемых путем использования программных методов.
Анализ реализации постановления Правительства края от 20 ноября 2003 года № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004-2006 годы» показывает, что антинаркотическая программа является эффективным инструментом комплексного решения проблем организации противодействия немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту на краевом уровне.
Таким образом, осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение системного подхода к противодействию распространению наркомании, развитие межведомственного взаимодействия, борьбу с незаконным оборотом наркотиков, совершенствование форм и методов профилактики наркомании, активизацию антинаркотической пропаганды и антинаркотического просвещения, повышение эффективности деятельности наркологической службы края, возможно только на основе программно-целевого метода.
Механизм реализации программы, а также органы исполнительной власти края, являющиеся основными исполнителями программы, утверждаются Правительством края.
Финансовое обеспечение мероприятий программы осуществляется из краевого бюджета за счет средств, предусмотренных на финансирование министерств и иных органов исполнительной власти края. На реализацию данных мероприятий в течение 2007-2010 годов из средств краевого бюджета потребуется 21 млн. 500 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 7 млн. 20 тыс. рублей;
2008 год - 6 млн. 420 тыс. рублей;
2009 год - 3 млн. 940 тыс. рублей;
2010 год - 4 млн. 120 тыс. рублей.
Исполнители могут перераспределять внутри программы финансовые средства, предусмотренные на реализацию ее мероприятий.
(Раздел в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2008 года Законом Хабаровского края от 29 октября 2008 года N 214 -см. предыдущую редакцию, с 15 декабря 2009 года Законом Хабаровского края от 9 декабря 2009 года N 291 - см. предыдущую редакцию).
Контроль за ходом реализации программы осуществляют Законодательная Дума края в соответствии с Законом Хабаровского края «Об осуществлении Законодательной Думой Хабаровского края контроля за соблюдением и исполнением Законов Хабаровского края» и Правительство края.
РАЗДЕЛ V. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
№ | Краевой бюджет (млн. рублей) | |||||
п/п | Мероприятие | всего | в том числе | |||
средств | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Подраздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ | ||||||
1.1. | Проведение социологических исследований масштабов распространения незаконного употребления наркотиков среди различных возрастных и социальных групп населения | 1,02 | 0,5 | 0,5 | 0,01 | 0,01 |
1.2. | Организация проведения семинаров для педагогов, психологов, участковых терапевтов и педиатров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики поведенческих болезней, раннего выявления лиц, употребляющих наркотические вещества | 0,33 | 0,1 | 0,1 | 0,04 | 0,09 |
1.3. | Подготовка волонтеров из числа студентов и старшеклассников для работы по профилактике незаконного употребления наркотиков и распространению ценностей здорового образа жизни среди молодежи | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
1.4. | Поддержка общественных инициатив, направленных на профилактику незаконного употребления наркотиков и распространения наркомании на территории края | 0,6 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
1.5. | Комплектование фондов краевых библиотек книгами, периодическими и электронными изданиями по проблемам наркомании и наркопреступности | 0,04 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
ИТОГО по подразделу 1 | 2,39 | 0,91 | 0,91 | 0,26 | 0,31 | |
Подраздел 2. ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ | ||||||
2.1. | Проведение ежегодных межведомственных конференций по проблемам профилактики наркомании и поведенческих болезней молодежи | 0,6 | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,15 |
2.2. | Издание методических и информационных материалов антинаркотической направленности для различных категорий специалистов общеобразовательных и социальных учреждений, родителей и детей | 1,659 | 0,5 | 0,5 | 0,43 | 0,229 |
2.3. | Разработка и внедрение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях края учебно-методических программ по профилактике наркомании и поведенческих болезней | 0,8 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
2.4. | Внедрение в работу государственных и муниципальных молодежных центров и подростковых клубов края программ, апробированных в краевом молодежном медико-социальном (кризисном) центре «Контакт», по социальному воспитанию молодежи и профилактике употребления психоактивных веществ | 0,32 | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 |
2.5. | Проведение региональных семинаров-тренингов для специалистов социальной сферы по социальному воспитанию молодежи и формированию здорового образа жизни | 0,14 | 0,05 | 0,05 | 0,02 | 0,02 |
2.6. | Проведение краевого конкурса агитбригад по пропаганде здорового образа жизни | 0,2 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
2.7. | Проведение слета добровольцев из числа молодежного актива Дальневосточного региона по работе с несовершеннолетними «группы социального риска» | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
2.8. | Проведение ежегодных крупномасштабных краевых молодежных акций по пропаганде здорового образа жизни | 0,2 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
2.9. | Проведение конференции с учащимися профессиональных училищ края, состоящими в «группе риска», по проблемам распространения наркомании и ВИЧ-инфекции | 0,1 | 0,01 | 0,01 | 0,03 | 0,05 |
2.10. | Организация и проведение спортивных мероприятий для учащихся учебных заведений края под девизом «Нет - наркотикам! Да - здоровому образу жизни!» | 1,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
2.11. | Проведение конкурса «Лучший по профессии в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков» среди сотрудников правоохранительных органов края | 0,84 | 0,2 | 0,2 | 0,22 | 0,22 |
2.12. | Организация работы молодежных и подростковых общественных объединений, развитие волонтерских движений и их участие в профилактике наркомании | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
2.13. | Внедрение моделей комплексной профилактической работы на базе летних оздоровительных центров края | 1,202 | 0,1 | 0,1 | 0,44 | 0,562 |
2.14. | Проведение мероприятий по профилактике социального сиротства: оказание лечебной и реабилитационной помощи родителям, злоупотребляющим алкоголем или наркотиками | 0,38 | 0,15 | 0,15 | 0,04 | 0,04 |
2 | ИТОГО по подразделу | 8,441 | 2,04 | 2,04 | 2,21 | 2,151 |
Подраздел 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
3.1. | Создание социальной уличной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни | 1,4857 | 0,5 | 0,5 | 0,1968 | 0,2889 |
3.2. | Изготовление и прокат видеороликов, направленных на профилактику наркомании среди подростков и молодежи | 1,0997 | 0,3 | 0,3 | 0,1608 | 0,3389 |
3.3. | Изготовление полиграфической продукции по профилактике наркомании | 0,9568 | 0,2 | 0,2 | 0,219 | 0,3378 |
3.4. | Организация и проведение широкомасштабной антинаркотической пропаганды на краевых теле- и радиоканалах, в муниципальных средствах массовой информации | 3,32 | 1,3 | 1,3 | 0,36 | 0,36 |
3.5. | Проведение творческих конкурсов для журналистов края на лучшее освещение в средствах массовой информации проблем распространения наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков | 0,5668 | 0,2 | 0,2 | 0,0834 | 0,0834 |
ИТОГО по подразделу 3 | 7,429 | 2,5 | 2,5 | 1,02 | 1,409 | |
Подраздел 4. ПРЕСЕЧЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ | ||||||
4.1. | Организация и проведение комплексных мер по обнаружению и уточнению очагов произрастания и посевов наркосодержащих растений | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
ИТОГО по подразделу 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | |
Подраздел 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ | ||||||
5.1. | Подготовка методических материалов для практического здравоохранения по проблемам диагностики, лечения и профилактики наркологических и психических расстройств среди населения | 0,15 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0 |
5.2. | Организация выездной формы оказания консультативной и лечебной помощи наркологическим и психическим больным в районах края | 0,36 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0 |
5.3. | Приобретение реактивов и тест-систем для диагностики наркотических средств в биологических средах | 1 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
5.4. | Ремонт и оснащение кабинетов экспертизы алкогольного и наркотического опьянения | 0,4 | 0 | 0,4 | 0 | 0 |
5.5. | Подготовка и переподготовка наркологических кадров края, участие медицинских работников края в практических семинарах и конференциях по вопросам лечения и реабилитации лиц, имеющих наркотическую зависимость | 0,33 | 0,15 | 0,15 | 0,03 | 0 |
ИТОГО по подразделу 5 | 2,24 | 0,57 | 0,97 | 0,45 | 0,25 | |
ВСЕГО ПО МЕРОПРИЯТИЯМ ПРОГРАММЫ | 21,50 | 7,02 | 6,42 | 3,94 | 4,12 |