Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В 2005 году в крае зарегистрировано 2298 ДТП, в которых погибли 362 человека и 2816 получили ранения. По сравнению с 2000 годом число ДТП возросло на 37,2%, число погибших - на 24,4%, раненых - на 48,8%. Более четверти погибших в ДТП составили люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Всего за последние 5 лет в ДТП погибли 1717 человек.
После 2000 года темпы прироста основных показателей аварийности в несколько раз опережают темпы прироста количества транспортных средств. Прирост основных показателей аварийности по отношению к проценту прироста количества транспортных средств составил: по ДТП - 7,9%, погибшим - 0,3%; раненым - 23,8%.
Начиная с 2000 года устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество ДТП на 10 тысяч единиц транспортных средств (транспортный риск) и количество пострадавших на 100 тысяч человек населения (социальный риск). В 2005 году эти показатели составили: количество ДТП - 71 на 10 тысяч транспортных средств (по сравнению с 2000 годом прирост - 20,3%); количество пострадавших - 219 человек на 100 тысяч населения (по сравнению с 2000 годом прирост - 53,1%).
Основными видами ДТП в крае являются: наезды на пешеходов (в 2005 году - 974 случая, что составляет 42,4% от общего количества ДТП); столкновения транспортных средств (694 случая - 30,2%); опрокидывания транспортных средств (308 случаев - 13,9%); наезды на препятствия (174 случая - 7,6%); наезды на стоящие транспортные средства (43 случая - 1,8%). Свыше трех четвертей всех ДТП связаны с нарушениями Правил дорожного движения. Около трети всех ДТП связаны с превышением скорости движения в опасных условиях. Вследствие выезда на полосу встречного движения произошло 17,5% ДТП. В каждом десятом происшествии водитель находился в состоянии опьянения. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих ДТП составляет 64,4% всех происшествий по вине водителей.
Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций ее дальнейшего ухудшения во многом определяются постоянно возрастающей мобильностью населения при имеющем место перераспределении перевозок от общественного транспорта к личному, увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Так, существующая дорожно-транспортная инфраструктура фактически соответствует уровню 60-100 автомобилей на одну тысячу жителей, в то время как современный уровень автомобилизации в крае составляет 224 автомобиля на одну тысячу жителей.
Следствием такого положения является ухудшение условий движения, заторы, ухудшение экологической обстановки и рост количества ДТП. В настоящее время в городах и населенных пунктах края происходит более 70% всех ДТП. Почти 60% ДТП, происходящих в крае, приходится на г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре.
Изучение особенностей дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью повреждений. Недостаточно эффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности в ДТП. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность - в 6 раз выше, пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Укоренившиеся тенденции и характер проблемы требуют программно-целевого подхода к ее решению.