Действующий

Об утверждении Программы реформирования системы управления муниципальными финансами города Хабаровска на 2006-2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!» (с изменениями на 26 июня 2007 года)


2.5.3. Обоснования, пояснения и альтернативы предложенным мероприятиям

(10)


Реализация указанных мероприятий должна обеспечить соответствие объема средств, предоставляемых на безвозмездной основе (бюджетных кредитов или ссуд, гарантий, налоговых льгот) не более чем 3 % расходов бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий) за последний отчетный год (за исключением организаций предоставляющих бюджетные услуги). Запрет на предоставление бюджетных средств некоторым отраслям экономики, сократит общие объемы бюджетной поддержки хозяйствующих субъектов, не связанных с оказанием социальных услуг. Это действие существенно сузит поле для лоббирования интересов негосударственных организаций.

Публикация информации об объеме бюджетных средств, предоставленных негосударственным организациям в средствах массовой информации обеспечит возможность для получения общественной оценки правильности мер и направлений бюджетной поддержки экономики, повысит ответственность получателей средств бюджета, а также получателей гарантий и налоговых льгот.


(11)


Проблема оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства является одной из ключевых для финансово-бюджетной сферы города. Это связано с тем, что данная отрасль требует значительных бюджетных затрат, связанных с различными видами компенсаций и выплат.

Проведение оценки дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ должно быть осуществлено в разрезе видов и источников задолженности. Далее необходимо провести подписание актов сверки взаимной задолженности между муниципальными органами власти и предприятиями ЖКХ. Исходя, из общей суммы задолженности должен быть, разработан порядок урегулирования (признания) задолженности и ее погашения. В случае недостаточности ресурсов для погашения задолженности перед предприятиями ЖКХ может быть рассмотрен вопрос о реструктуризации долга. Такое решение не обеспечит улучшения финансового состояния предприятий ЖКХ, но все же может рассматриваться в качестве альтернативы, так как под график погашения задолженности администрацией города предприятия могут оформить рассрочки расчетов с различными дебиторами.


(12)


Предоставление предприятиям ЖКХ права сбора платежей за жилищные и коммунальные услуги повысит их заинтересованность в погашении дебиторской задолженности, а создание специализированных организаций по сбору платежей (по поручению предприятий ЖКХ) повысит собираемость доходов. Альтернатива рассматривается в создании специализированных организаций в форме акционерного общества или в форме общества с ограниченной ответственностью. Последний вариант представляется более предпочтительным, так как в этом случае действуют самые простые процедуры регистрации юридического лица.

Альтернативным подходом также является переход к единому счету за все предоставляемые услуги, связанные с эксплуатацией жилого фонда, что значительно упрощает гражданам саму процедуру осуществления платежей.


(13)


Оценка потребности и фактических расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг проводится до начала разработки проекта бюджета отдельно по видам жилищно-коммунальных услуг.

Основные риски связаны со сложностью формирования регистра и отсутствием на федеральном уровне норм, устанавливающих обязательность ежеквартальной декларации совокупных доходов семьи собственника квартиры или квартиросъемщика.


(14)


Вопросы реформирования транспортного обслуживания населения тесно связаны с существующими льготами на право бесплатного проезда в городском транспорте, работающем по муниципальному заказу.

Оценка проводится до начала разработки проекта городского бюджета. На основе материалов оценки принимаются решения об организации новых транспортных маршрутов или изменения графика движения на действующих маршрутах. Далее осуществляется проведение конкурсов среди транспортных предприятий на обслуживание маршрутов. Правильность управленческих решений выносится на рассмотрение общественности.

Альтернативным подходом является полный отказ от муниципального транспорта. Однако данный «революционный» подход чреват социальным взрывом, поскольку при отсутствии у муниципальных властей эффективных механизмов по регулированию рынка транспортных услуг, может произойти необоснованное повышение тарифов за проезд, несопоставимых с платежеспособностью основной массы населения.