В целях организации эффективного управления муниципальным образованием и его финансовой системой необходимо иметь четкое представление об оплачиваемых из бюджетных средств общественных услугах. Само составление их перечня позволяет провести оценку их необходимости и общественной значимости.
Перечень бюджетных услуг может быть подготовлен специалистами финансового департамента и согласован с отраслевыми управлениями. Перечень утверждается Постановлением Мэра города.
Порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг также утверждается Постановлением Мэра города. Он будет представлять собой регламент и график документооборота рассмотрения результатов оценки. Это позволит упорядочить и систематизировать процедуру оценки потребности в услугах, а также обеспечит возможность учета потребности в период разработки проекта бюджета.
В директивных документах должно содержаться указание финансовому департаменту учитывать результаты ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг при формировании расходов на очередной финансовый год. Без такого указания проведение оценки потребностей не будет иметь практического значения.
Публикация материалов оценки в СМИ ставит в известность жителей Хабаровска о составе услуг, которые им могут быть предоставлены с оплатой за счет бюджетных средств и приоритетах в их финансировании. При несоответствии перечня общественных услуг и приоритетов в их финансировании интересам населения публикация этих материалов активизирует гражданскую инициативу, что в конечном итоге обеспечит необходимые корректировки муниципальной финансовой политики.
(5)
Инвентаризация действующих нормативных правовых актов с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг производится в процессе разработки этих стандартов. Результаты инвентаризации обобщаются в разделе стандарта «Нормативные ссылки». Поскольку нормативная база в отношении бюджетных услуг постоянно меняется, то необходим ее систематический мониторинг. Это обеспечит своевременное внесение поправок в тексты стандартов.
Необходимость в разработке муниципального стандарта качества общественных услуг обусловлена потребностью в четком и детальном техническом задании для производителей общественных услуг.
К 1 июля 2008 г. не менее 50 % бюджетных расходов (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий) будут подкреплены стандартами качества предоставления бюджетных услуг.
В отношении стандартов качества в качестве альтернативы может рассматриваться введение повышенных требований к качеству услуг по сравнению с их уровнем, определенным на основе федерального законодательства и ведомственных нормативных актов. При этом нужно учитывать вероятность увеличения стоимости услуг в связи с повышением требований к их качеству, и финансовые возможности бюджета.
(6)
Важнейшее направление реформирования бюджетного процесса в соответствии с настоящей Программой реформирования - переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами муниципальной политики. Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов будет утвержден решением Хабаровской городской Думы.
Бюджет города на предстоящий год должен строиться на основе среднесрочных отраслевых целевых программ. Только в этом случае будет повышено качество бюджетного планирования и соответственно качество общественных услуг. В этом случае город сможет реально претворять в жизнь свои перспективные планы.
Каждая отрасль по оказанию бюджетных услуг должна иметь четкие и конкретные плановые задания, имеющие количественное выражение. При этом контрольные цифры в отношении ведомств должны устанавливаться исходя из перечня тактических задач, решаемых для достижения стратегических целей городского развития.
Среднесрочные целевые программы развития социальных отраслей должны быть доступны для общественности. Их открытое обсуждение до момента принятия бюджета позволяет своевременно внести в программы коррективы, подготовленные с учетом общественного мнения.
(7)
В соответствии с утвержденными ведомственными программами и стандартами качества отраслевые управления (ведомства), в свою очередь, должны обеспечивать разработку и доведение до бюджетных учреждений требований к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг.
Отсутствие у бюджетных учреждений права по самостоятельному распоряжению бюджетными средствами допускает возможность возникновения дополнительных финансовых издержек по причине отсутствия поля для финансового маневра. Например, своевременно перераспределив ассигнования с одного, менее важного на данный момент, на другое, более проблемное направление расходов, можно избежать предъявления штрафных санкций или осуществить закупку на более выгодных условиях. Если финансирование бюджетных учреждений будет поставлено в зависимость от конечного результата, то решение вопроса о предоставлении им права самостоятельного распоряжения «заработанными» средствами имеет определенную логику.
(8)
Перспективы социально-экономического развития должны иметь твердую финансовую основу и поэтому разработка качественного перспективного финансового плана позволит принимать взвешенные инвестиционные решения, вести планомерную и обоснованную социальную политику. Утверждение обязательного порядка учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке решения о бюджете на очередной финансовый год и утверждение методики формирования среднесрочного финансового плана может быть обеспечено принятием единого Постановления Мэра города. В последствии указанные требования будут закреплены в Положении о бюджетном процессе.
Среднесрочный финансовый план будет разрабатываться с учетом положений об утверждении показателей на очередной финансовый год путем корректировки утвержденного в предыдущем финансовом году.