В ходе проведения оценки возможности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных (немуниципальных) организаций проанализирован весь перечень бюджетных учреждений муниципального образования «Город Хабаровск».
При проведении оценки особого внимания заслуживает сложность технологии оказания бюджетных услуг соответствующим учреждением, уровень требований к качеству оказания отдельных видов социальных услуг.
При анализе учтены такие показатели как:
- общий объем финансирования бюджетного учреждения;
- доля доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, связанной с оказанием социальных услуг бюджетным учреждением в общем объеме финансирования;
- виды предоставляемых услуг;
- контингент получателей социальных услуг (общая численность и возрастной показатель);
- размер средней заработной платы персонала бюджетного учреждения; наличие финансового норматива (при наличии такого норматива указывается его величина);
- наличие предложений об оказании аналогичных предоставляемым бюджетными учреждениями социальных услугах со стороны негосударственных организаций;
- риск возникновения нежелательных последствий перевода конкретных бюджетных учреждений в форму негосударственных (немуниципальных) организаций.
Для отбора учреждений для проведения эксперимента по переводу в форму негосударственных (немуниципальных) организаций применялись следующие критерии:
- простота технологии (или невысокий уровень требований к качеству) оказания отдельных видов социальных услуг;
- высокая доля доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, связанной с оказанием социальных услуг бюджетным учреждением или организацией;
- наличие предложений об оказании аналогичных предоставляемым бюджетными учреждениями социальных услугах со стороны негосударственных организаций;
- значительное не обусловленное объективными причинами увеличение расходов на содержание оказывающих отдельные виды социальных услуг бюджетных учреждений;
- низкая востребованность услуг, оказываемых теми или иными муниципальными учреждениями со стороны населения (или исключение обязанности предоставления данного вида услуг из состава расходных обязательств городского округа);
- минимальный риск возникновения нежелательных последствий перевода конкретных бюджетных учреждений в форму негосударственных (немуниципальных) организаций.
Все, для кого статус бюджетного учреждения не подходит, является слишком жестким, должны иметь возможность преобразоваться в организации других организационно-правовых форм. Такие организации не будут входить в реестр получателей бюджетных средств, у них будут свои банковские счета, по их обязательствам органы местного самоуправления не будут нести ответственность. Внебюджетные доходы в дополнение к бюджетному финансированию за реально предоставляемые бюджетные услуги по факту их предоставления остаются в распоряжении учреждения.
Какими будут новые организационно-правовые формы? Важно, что финансовый департамент не будет нести субсидиарной ответственности по обязательствам этой организации, не должен будет утверждать ей смету, а будет финансировать услуги одной строкой по факту их предоставления или по плану в соответствии с муниципальным заказом.
Перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями, будет утвержден Постановлением Мэра города. Таким образом, для негосударственных организаций утверждение такого перечня должно рассматриваться в качестве приглашения к сотрудничеству.
Утвержденный порядок и план по переводу бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных (немуниципальных) организаций необходим для решения вопросов: каким образом будет стимулирована инициатива перевода, в какой очередности должен осуществляться перевод, в какой правовой форме будут осуществлять деятельность новые негосударственные организации, как будет оказываться финансовая поддержка на первом этапе их деятельности, а также как будет происходить ликвидация бюджетных учреждений.
Для реализации плана по переводу бюджетных учреждений необходимо утверждение формы типового контракта на оказание общественных услуг негосударственными организациями и форму договора аренды муниципального имущества.
Публикация в СМИ и сети Интернет планируемых и фактических результатов перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций, производится в целях пропаганды достигнутых успехов или в целях объяснения причин в случае неудачи.
Альтернативность намеченного плана мероприятий по данному блоку заключается в качестве переводимых бюджетных учреждений в негосударственную (немуниципальную) форму.
(2)
Реализация мероприятий необходима в целях совершенствования порядка финансирования временных кассовых разрывов. Утверждение методологии планирования временных кассовых разрывов и порядка формирования финансового резерва производится постановлением мэра города. В качестве альтернативного решения самостоятельной разработки указанных регламентов может быть нормативное закрепление постановлением мэра города положений по этим вопросам. Устранение последствий временных кассовых разрывов может осуществляться путем формирования финансового резерва (в том числе в виде оборотной кассовой наличности), путем заключения соглашения с банками о выделении кредитной линии, или же с помощью соглашений о реструктуризации кредиторской задолженности, получения с согласия контрагентов иных отсрочек и рассрочек по платежам.
(3)
Внедрение системы публичной независимой экспертизы решений по вопросам бюджетной и налоговой политики повышает открытость деятельности городских властей для населения города. Порядок проведения процедур публичной независимой экспертизы решений по вопросам бюджетной и налоговой политики должен предусматривать: сроки проведения экспертизы; способ экспертизы (например, экспертизы с привлечением на платной (конкурсной) основе независимой экспертной организации, или путем публикации проекта нормативного правового акта в СМИ для последующего обсуждения); возможные действия по рассмотрению выводов независимых экспертов.
Альтернативность при создании системы независимой экспертизы усматривается в выборе независимых экспертов, которыми могут выступать негосударственные консультационные, юридические или аудиторские компании, коллегии адвокатов, общественные и научные организации.