В общем виде взаимосвязь стратегической цели, системы базовых направлений реформирования системы управления муниципальными финансами и основных ожидаемых результатов приведены на рис. 4 в виде дерева целей Программы реформирования.
Дерево целей Программы реформирования, исходит из стратегической цели Программы реформирования - улучшение качества управления муниципальными финансами, позволяющее создать условия для стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации на основе эффективного использования экономико-географического, социохозяйственного и административно-политического потенциала города и края, и представлено в виде иерархии целей и направлений реформ, а также задач, решаемых в рамках реализации направлений реформирования для достижения стратегической цели.
Основным способом достижения поставленных целей является практическая реализация принципов ответственной бюджетной политики и выполнение мероприятий по направлениям предусмотренных Программой реформирования.
Разработка Программы реформирования как комплексного инструмента и проведение работ по основным направлениям позволят решить целый ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
В рамках реформы бюджетного процесса и управления расходами:
изменение структуры и технологии бюджетного планирования путем формализации и автоматизации бюджетных процедур, в первую очередь в части составления и рассмотрения проекта бюджета;
инвентаризация муниципальных услуг позволит вычленить те виды деятельности, которые целесообразнее осуществлять через систему муниципального заказа, чем через действующие бюджетные учреждения, в т.ч. заказа на услуги. Таким образом, будет последовательно осуществляться переход от финансирования бюджетной сети к финансированию бюджетных услуг, что является реализацией концепции бюджетной реформы: «переход от управления затратами к управлению результатами»;
в рамках развития бюджетного процесса необходимо обеспечить помесячное кассовое планирование доходов-расходов местного бюджета внутри года, т.е. детализировать поквартальные временные рамки планирования в рамках исполнения бюджетной росписи;
формирование и совершенствование реестра расходных обязательств г. Хабаровска, как инструмента, который должен стать важнейшим элементом управления бюджетом «принятых» и «принимаемых» обязательств, а впоследствии интегрирован как в разрабатываемую систему муниципальных бюджетных услуг, так и в систему среднесрочного финансового планирования г. Хабаровска.
В рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат :
инвентаризация и определение перечня бюджетных услуг должны сопровождаться работой по оценке себестоимости их предоставления, сравнения данных показателей с работой негосударственного сектора. Эта работа взаимосвязана с развитием системы бюджетного учета и инвентаризацией бюджетных учреждений на предмет целесообразности их перевода в форму негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе и в автономные учреждения.
при инвентаризации предоставляемых бюджетных услуг возможно проведение исследований с использованием методик негосударственного сектора управления в области маркетинга с целью определения критериев оценки качества данных услуг их конечными потребителями. Результаты данной работы должны быть использованы соответственно при разработке стандартов качества муниципальных бюджетных услуг на втором этапе реализации Программы реформирования;
формирование среднесрочных программ расходов муниципального сектора г. Хабаровска должно основываться на определении объемов, сроков и качества предоставления бюджетных услуг;
разработка ведомственных программ расходов исходя из условия их реалистичности, т.е. обеспеченности ресурсами и достижимости целей в поставленные сроки с обязательной координации параметров программ с общими параметрами среднесрочного развития бюджетной системы г. Хабаровска;
при создании механизмов разработки среднесрочных ведомственных программ необходимо добиваться соответствия показателей данных программ так называемым критериям SMART (Specific -конкретные, Measurable - измеримые, Achievable - достижимые, Relevant -значимые, Time-bound - определенные во времени);
разработки системы постоянного мониторинга исполнения муниципальных ведомственных программ, проведение периодической (раз в несколько лет) их инвентаризации;
повышение самостоятельности бюджетных учреждений должно сопровождаться повышением их ответственности за достижение ожидаемых результатов работы, созданием экономических и управленческих стимулов для повышения эффективности управления данными ресурсами;
повышение самостоятельности бюджетных учреждений должно повлечь повышение роли и значимости внутреннего контроля и аудита на уровне самих муниципальных ведомств и непосредственно бюджетных учреждений;
среднесрочное финансовое планирование в перспективе должно стать основным инструментом реализации бюджетного процесса. Это потребует перехода от фактически сложившегося «ежегодного» цикла управления муниципальными финансами к последовательному и системному управлению ресурсами и результатами деятельности муниципального сектора в рамках нескольких лет, к формированию так называемых «скользящих» бюджетов;
среднесрочный финансовый план в обязательном порядке должен быть основой для составления бюджета очередного года, являясь составной частью общей стратегии (программы) социально-экономического развития г. Хабаровска;
система среднесрочного финансового планирования должна быть четко привязана к трем ключевым направлениям управления муниципальными финансами:
планирование доходной части бюджета г. Хабаровска на несколько лет вперед;
управление муниципальным долгом;
управление расходами, исходя из реестра расходных обязательств г. Хабаровска, оценки объема потребности муниципальных бюджетных услуг (в финансовых и натуральных показателях), среднесрочных ведомственных программ расходов.
В рамках реализации положений административной реформы:
реализацию административной реформы в г. Хабаровске предполагается осуществлять в рамках основных направлений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005г. №1789-р;
основные приоритеты в повышении квалификации муниципальных служащих в рамках реализации Программы реформирования должны быть непосредственно связаны с основными направлениями реформирования, установленными Программой.
В рамках реформирования муниципального сектора экономики (модернизация системы ЖКХ, транспорта, социальной защиты населения и т.д.):
необходимо сформировать основу для создания системы консолидированного учета муниципальных общественных финансов («расширенного бюджета») на основе учета финансовых ресурсов муниципального сектора г. Хабаровска;