Хабаровск появился на Амуре в числе первых русских поселений в мае 1858 г. при заключении Айгуньского договора о размежевании границ с Китаем, на правом берегу Амура был основан военный пост Хабаровка. В 1893 г. Хабаровка была переименована в город Хабаровск.
Хабаровск является важнейшим транспортным узлом, соединяющим потоки железнодорожных, речных и авиационных перевозок. По объему железнодорожных и авиаперевозок г. Хабаровск занимает первое место на Дальнем Востоке.
Вблизи города к Транссибирской железнодорожной магистрали примыкает железная дорога, идущая к Комсомольску-на-Амуре и БАМу, порту Ванино и далее на остров Сахалин в виде морской железнодорожной паромной переправы.
Главные территориальные автомобильные дороги имеют статус федеральных - Владивосток-Хабаровск-Чита, Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск - Ванино.
Существенную роль в транспортных перевозках играет амурский водный путь, в зоне влияния которого находятся обширные территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Читинской областей, северовосточного Китая.
Хабаровский международный аэропорт является базовым для авиатрасс международного и общегосударственного значения.
Площадь территории города составляет 386,4 кв. км. Административно город подразделяется на 4 округа: Центральный, Южный, Северный, Железнодорожный, которые объединяют пять районов: Железнодорожный, Кировский, Краснофлотский, Центральный, Индустриальный.
Средняя расчетная плотность населения Хабаровска в 2005 г. составила 1495 чел. на кв. км.
Важнейшим фактором выгодного экономико-географического положения Хабаровска на российском Дальнем Востоке и Азиатско-Тихоокеанском регионе является близость быстро развивающегося Китая, высокоразвитых Японии и Республики Корея.