Действующий

Об утверждении Программы реформирования системы управления муниципальными финансами города Хабаровска на 2006-2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!» (с изменениями на 26 июня 2007 года)


Оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах
и фактически предоставленных бюджетных услуг (2003-2005 гг.)

 

Образование

Социальная политика

Культура

Физическая культура и спорт

Здравоохранение

Итого

2003

Факт предоставлении

млн. руб.

1135

10

27

63

981

2216

год

Потребность

млн. руб.

1550

10

30

67

1021

2678

2004

Факт предоставления

млн. руб.

1397

14

33

90

1150

2684

год

Потребность

млн. руб.

1844

15

37

93

1142

3131

2005

Факт предоставлении

млн. руб.

1493

8

35

134

1306

2976

год

Потребность

млн. руб.

2047

9

38

138

1325

3557


Следующим этапом в создании системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах должно стать утверждение детального перечня бюджетных услуг, а также порядка проведения ежегодной оценки потребности в бюджетных услугах. Это позволит повысить точность формирования бюджета города.

Инвентаризация действующих нормативных правовых актов с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг в муниципалитете не проводилась.

Нормы и нормативы в основных бюджетных отраслях (здравоохранение, образования и т.д.), утвержденные на федеральном уровне, не отражают реального положения в муниципальном образовании. Большинство бюджетных учреждений использует Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996г. № 1063-р «Социальные нормативы и нормы», а также аналогичные ведомственные нормативные акты (в ред. от 14.07.2001 г. № 942-р).

Определенная работа по систематизации предоставляемых услуг в области социального обслуживания граждан и определения качества их предоставления была проделана Госстандартом России. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 327-ст были утверждены перечень основных социальных услуг и их стандарты качества. Однако использование на практике данных стандартов весьма затруднительно и, в первую очередь, из-за отсутствия в них количественных оценок.

Например, использовать в качестве показателя для планирования бюджетной услуги стандарты качества, разрабатываемые по инициативе Минздравсоцразвития России, нельзя, поскольку имеющаяся бухгалтерская отчетность не позволяет видеть расходы профильного отделения медицинского учреждения. Это не позволяет в дальнейшем оценить результат «вложенных» бюджетных средств.

В рамках реализации данного мероприятия Программы реформирования предстоит утвердить порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам, при этом большинство стандартов предстоит разработать с участие необходимых экспертов и консультантов. Опубликование стандартов предоставления бюджетных услуг предполагается на Интернет сайте Администрации.

Установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг будет способствовать переходу к бюджетированию, ориентированному на результат, т.е. обеспечивать переход от «управления затратами» к «управлению результатами» в рамках бюджетного процесса.

При разработке настоящей Программы реформирования специалистами Администрации города проведена оценка функций и задач ведомств муниципального образования.

В бюджет города в течение последних лет были включены и реализованы городские целевые программы по ряду отраслей муниципального образования, которые, тем не менее, не всегда содержат необходимый набор конкретных результатов и индикаторов эффективности.

Проводится комплексная оценка и анализ причин отклонений фактических данных по доходам и расходам местного бюджета города Хабаровска от утвержденных на год, в том числе по отдельным статьям бюджетной классификации. Эта оценка и прогнозирование показателей ведется на основании данных, получаемых от организаций города, анализа макроэкономических показателей за ряд предшествующих периодов с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Фактическое значение показателей по всем годам превышает плановые значения, чему способствует проводимая Администрацией города экономическая и социальная политика, последовательные меры по поддержке основных промышленных производств, малого и среднего предпринимательства, привлечению инвестиций.

Главными целями городской экономической политики определены:

- обеспечение экономического подъема в городе;

- развитие   эффективных   конкурентоспособных   производств   и видов деятельности;

- обеспечение роста производства валового продукта;

- развитие малого предпринимательства в городе, как наиболее гибкого и динамично развивающегося сектора экономики;

- формирование новых подходов в развитии отраслей городского хозяйства, внедрение прогрессивных технологий, форм и методов управления.

В городе с 2002 г. реализуется Концепция муниципальной поддержки развития промышленности, в 2004 г. принята Концепция промышленной политики администрации города Хабаровска на среднесрочную перспективу и на период до 2010 года. Разработана система преференций, сформирована база неиспользуемых производственных площадей и незадействованного оборудования. Основной упор сделан на сохранение промышленного потенциала города. Так, в целях повышения эффективности работы предприятий муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска в 2005 г. утверждена «Концепция развития муниципального производственного сектора экономики г. Хабаровска на период до 2010 года».

Собственные доходы бюджета за последние 3 года перевыполнены по основным доходным источникам. Причины перевыполнения связаны с изменением законодательной базы, увеличением заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия сотрудников силовых структур, судей и прокурорских работников, увеличением авансовых платежей предприятий.

Бюджет города в 2003-2006гт. планировался с дефицитом менее 10% собственных доходов бюджета на основании п.5 ст. 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Дефицит покрывается за счет поступления от продажи муниципального имущества, продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, кредитных ресурсов, остатков денежных средств на начало года.

Причинами отклонения прогнозируемых и фактических макроэкономических параметров, показателей утвержденных на год и фактических доходов и расходов бюджета, конечно же, является зависимость от внешних факторов, а также недостаточно жесткая бюджетная политика.

Потребность в определении финансовых возможностей муниципалитета на ближайшие годы требует развития среднесрочного финансового планирования. Среднесрочный финансовый план содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Этот план составляется на 3 года с ежегодной корректировкой бюджетных показателей по результатам каждого бюджетного цикла.