| Образование | Социальная политика | Культура | Физическая культура и спорт | Здравоохранение | Итого | ||
2003 | Факт предоставлении | млн. руб. | 1135 | 10 | 27 | 63 | 981 | 2216 |
год | Потребность | млн. руб. | 1550 | 10 | 30 | 67 | 1021 | 2678 |
2004 | Факт предоставления | млн. руб. | 1397 | 14 | 33 | 90 | 1150 | 2684 |
год | Потребность | млн. руб. | 1844 | 15 | 37 | 93 | 1142 | 3131 |
2005 | Факт предоставлении | млн. руб. | 1493 | 8 | 35 | 134 | 1306 | 2976 |
год | Потребность | млн. руб. | 2047 | 9 | 38 | 138 | 1325 | 3557 |
Следующим этапом в создании системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах должно стать утверждение детального перечня бюджетных услуг, а также порядка проведения ежегодной оценки потребности в бюджетных услугах. Это позволит повысить точность формирования бюджета города.
Инвентаризация действующих нормативных правовых актов с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг в муниципалитете не проводилась.
Нормы и нормативы в основных бюджетных отраслях (здравоохранение, образования и т.д.), утвержденные на федеральном уровне, не отражают реального положения в муниципальном образовании. Большинство бюджетных учреждений использует Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996г. № 1063-р «Социальные нормативы и нормы», а также аналогичные ведомственные нормативные акты (в ред. от 14.07.2001 г. № 942-р).
Определенная работа по систематизации предоставляемых услуг в области социального обслуживания граждан и определения качества их предоставления была проделана Госстандартом России. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 327-ст были утверждены перечень основных социальных услуг и их стандарты качества. Однако использование на практике данных стандартов весьма затруднительно и, в первую очередь, из-за отсутствия в них количественных оценок.
Например, использовать в качестве показателя для планирования бюджетной услуги стандарты качества, разрабатываемые по инициативе Минздравсоцразвития России, нельзя, поскольку имеющаяся бухгалтерская отчетность не позволяет видеть расходы профильного отделения медицинского учреждения. Это не позволяет в дальнейшем оценить результат «вложенных» бюджетных средств.
В рамках реализации данного мероприятия Программы реформирования предстоит утвердить порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам, при этом большинство стандартов предстоит разработать с участие необходимых экспертов и консультантов. Опубликование стандартов предоставления бюджетных услуг предполагается на Интернет сайте Администрации.
Установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг будет способствовать переходу к бюджетированию, ориентированному на результат, т.е. обеспечивать переход от «управления затратами» к «управлению результатами» в рамках бюджетного процесса.
При разработке настоящей Программы реформирования специалистами Администрации города проведена оценка функций и задач ведомств муниципального образования.
В бюджет города в течение последних лет были включены и реализованы городские целевые программы по ряду отраслей муниципального образования, которые, тем не менее, не всегда содержат необходимый набор конкретных результатов и индикаторов эффективности.
Проводится комплексная оценка и анализ причин отклонений фактических данных по доходам и расходам местного бюджета города Хабаровска от утвержденных на год, в том числе по отдельным статьям бюджетной классификации. Эта оценка и прогнозирование показателей ведется на основании данных, получаемых от организаций города, анализа макроэкономических показателей за ряд предшествующих периодов с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Фактическое значение показателей по всем годам превышает плановые значения, чему способствует проводимая Администрацией города экономическая и социальная политика, последовательные меры по поддержке основных промышленных производств, малого и среднего предпринимательства, привлечению инвестиций.
Главными целями городской экономической политики определены:
- обеспечение экономического подъема в городе;
- развитие эффективных конкурентоспособных производств и видов деятельности;
- обеспечение роста производства валового продукта;
- развитие малого предпринимательства в городе, как наиболее гибкого и динамично развивающегося сектора экономики;
- формирование новых подходов в развитии отраслей городского хозяйства, внедрение прогрессивных технологий, форм и методов управления.
В городе с 2002 г. реализуется Концепция муниципальной поддержки развития промышленности, в 2004 г. принята Концепция промышленной политики администрации города Хабаровска на среднесрочную перспективу и на период до 2010 года. Разработана система преференций, сформирована база неиспользуемых производственных площадей и незадействованного оборудования. Основной упор сделан на сохранение промышленного потенциала города. Так, в целях повышения эффективности работы предприятий муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска в 2005 г. утверждена «Концепция развития муниципального производственного сектора экономики г. Хабаровска на период до 2010 года».
Собственные доходы бюджета за последние 3 года перевыполнены по основным доходным источникам. Причины перевыполнения связаны с изменением законодательной базы, увеличением заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия сотрудников силовых структур, судей и прокурорских работников, увеличением авансовых платежей предприятий.
Бюджет города в 2003-2006гт. планировался с дефицитом менее 10% собственных доходов бюджета на основании п.5 ст. 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Дефицит покрывается за счет поступления от продажи муниципального имущества, продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, кредитных ресурсов, остатков денежных средств на начало года.
Причинами отклонения прогнозируемых и фактических макроэкономических параметров, показателей утвержденных на год и фактических доходов и расходов бюджета, конечно же, является зависимость от внешних факторов, а также недостаточно жесткая бюджетная политика.
Потребность в определении финансовых возможностей муниципалитета на ближайшие годы требует развития среднесрочного финансового планирования. Среднесрочный финансовый план содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Этот план составляется на 3 года с ежегодной корректировкой бюджетных показателей по результатам каждого бюджетного цикла.