Действующий

Об утверждении Программы реформирования системы управления муниципальными финансами города Хабаровска на 2006-2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!» (с изменениями на 26 июня 2007 года)


Рис.6 Доли платных услуг в общих источниках финансирования учреждений, рекомендованных к переводу


В результате анализа на втором этапе были сделаны выводы:

1. Бюджетные учреждения пытаются производить все общественные услуги, и в результате органы местного самоуправления имеют неуправляемую сеть подведомственных учреждений. Кроме того, бюджетные услуги имеют формальную бесплатность и избирательную доступность.

2. В подведомственной сети находятся некоторые ненужные бюджетные учреждения, часть из которых действует почти по коммерческим принципам.

3. Выявлено наличие бюджетных учреждений, которые вообще не получают никакого бюджетного финансирования. Возникает вопрос а зачем тогда они вообще нужны в реестре бюджетных учреждений.

4. Противоречив статус бюджетного учреждения: с одной стороны, органы местного самоуправления отвечают за его обязательства, а с другой - эти обязательства не контролируют.

5. Сейчас система воспроизводит саму себя, бюджетные учреждения становятся все более мелкими, формируются все более сложные иерархические структуры управления.

6. Недостатки действующего механизма бюджетного финансирования порождают практику взимания с граждан нелегальных платежей за услуги, которые должны предоставляться бесплатно.

7. Предоставление услуг на нерыночной основе создает неоправданные конкурентные преимущества для бюджетных учреждений перед частными организациями, лишающие бюджетные учреждения стимулов к сокращению издержек.

8. Наличие возможности распоряжения внебюджетными доходами создает заинтересованность бюджетных учреждений в предоставлении платных услуг, но снижает заинтересованность в качественном осуществлении основной деятельности.

9. На основании предварительного анализа к переводу рекомендованы 11 учреждений: в образовании - 4, а именно: муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования подростковые молодежные клубы «Данс» и «Надежда» (МОУ ДО ПМК «Данс», МОУ ДО ПМК «Надежда»), муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования «Дина» и «Каспер» (МОУ ДО ДЮЦ «Дина», МОУ ДО ДЮЦ «Каспер»); в здравоохранении - 2, а именно: муниципальные учреждения здравоохранения стоматологическая поликлиника № 20 и № 19 (МУЗ стоматологическая поликлиника № 20, МУЗ стоматологическая поликлиника № 19); в культуре и искусстве - 2, а именно: Детский парк отдыха г.Хабаровска и муниципальное учреждение культуры театр пантомимы «Триада» (МУК театр пантомимы «Триада»); в физической культуре и спорте - 3, а именно: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Самбо - 90» (МОУ ДО ДЮСШ «Самбо - 90»), муниципальное учреждение физкультурно-оздоровительный центр «Ива» (МУ ФОЦ «Ива»), муниципальное учреждение спортивно-оздоровительный комплекс «Заря» (МУ СОК «Заря».

10. Учреждения отрасли «Социальная защита населения» по результатам анализа не рекомендованы к переводу с целью сохранения социальной защищённости населения и стабильности предоставляемых услуг в городе.

Третий этап анализа заключался в подробном детальном изучении отобранных учреждений (месторасположение, наличие транспортных путей, материально-техническая база, перечень и стоимость услуг). Каждому учреждению была дана краткая характеристика и составлен SWOT-анализ с учётом 5 видов ресурсов (финансовое состояние, персонал, материальная база, информация, время работы, время проведения перевода). Каждый ресурс исследовался как с положительной, так и с отрицательной стороны и присваивался балл от «0» до «10». В таблице указаны итоговые значения факторов, способствующих (положительные) и факторов, препятствующих (отрицательные) переводу в форму негосударственных (немуниципальных) организации выборочных учреждений.

Бюджетные учреждения

Значение факторов

Рекомендовано к

положительных

отрицательных

переводу

МОУ ДО ПМК «Данс»,

65

33

+

МОУ ДО ПМК «Надежда»

65

33

+

МОУ ДО ДЮЦ «Дина»

28

49

-

МОУ ДО ДЮЦ «Каспер»

28

49

-

МУЗ стоматологическая поликлиника № 20

71

28

+

МУК театр пантомимы «Триада»

62

28

-

Городской парк отдыха г. Хабаровска

70

38

+

МУ ФОЦ «Ива»

28

49

-

МУ СОК «Заря»

71

29

+


В результате анализа рекомендованы для перевода в форму негосударственных (немуниципальных) организаций следующие учреждения: МУ СОК «Заря», МОУ ДО ПМК «Данс», МОУ ДО ПМК «Надежда», Городской парк отдыха г.Хабаровска, МУЗ стоматологическая поликлиника № 20.

МУ Спортивно-оздоровительный комплекс «Заря» находится в большом спальном районе города. Наличие рядом трех общеобразовательных школ способствует наполняемости учреждения потребителями услуг. Здание капитально отремонтировано с учетом современных требований, имеется хорошо оснащенная материально-техническая база. В ходе анализа установлено, что МУ СОК «Заря» имеет возможность предоставлять услуги на платной основе с достаточно высокой рентабельностью.

МОУ ДО ПМК «Данс» и МОУ ДО ПМК «Надежда» предоставляют услуги обучения спортивным бальным танцам. Услугами клубов пользуется население, как ближайших жилых массивов, так и других районов города. Возрастной состав получателей услуг от 2,6 лет до 45 лет. Учитывая специфику данной услуги в городе и наличие аналогичных услуг на рынке, предоставляемых «Аэлита» и «Стэлла», данные учреждения рекомендованы для перевода в форму негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе в автономные учреждения.

В 2005 г. в соответствии с постановлением Мэра города Хабаровска от 17.03.2005 г. № 432 «О реорганизации муниципального учреждения «Детский парк имени А.П. Гайдара» произошла реорганизация муниципального учреждения «Детский парк имени А.П. Гайдара» путем присоединения к нему муниципального учреждения культуры «Городской парк культуры и отдыха». Предварительный анализ показал, что уже сейчас МУ «Городской парк отдыха г.Хабаровска» имеет доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые идут на оплату коммунальных расходов, заработную плату сотрудников. На территории парковой зоны расположены коммерческие торговые площади: киоски, кафе, игровые площадки, аттракционы. На расчетный счет парка поступают денежные средства за техническое обслуживание ларьков, аттракционов и летних кафе. В этой связи перевод МУ «Городского парка отдыха г.Хабаровска» в негосударственное (немуниципальное), в том числе в автономное учреждение возможен.

Выгодное месторасположение имеет МУЗ «Стоматологическая поликлиника №20», которая находится в центре города. Современное техническое оснащение позволяет учреждению оказывать качественные услуги населению на платной основе. Опыт работы в рыночных условиях будет способствовать быстрой адаптации учреждения к новой форме оказания бюджетных услуг на основе муниципального заказа.

Преобразование указанных учреждений в негосударственные (немуниципальные) организации, в том числе в автономные учреждения с момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации «Об автономных учреждениях» №174-ФЗ от 3 ноября 2006 г. позволит в условиях реформирования решить вопрос внедрения в бюджетной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоятельности, обеспечить сохранение профильной деятельности, и соблюсти интересы работников реорганизуемых учреждений. Проведение такого эксперимента позволит использовать данный опыт в дальнейшем при реорганизации бюджетных учреждений.

При исполнении бюджета нередко возникает ситуация, когда поступающие за период доходы не покрывают обязательных расходов, вследствие чего возникают кассовые разрывы.

В 2003-2005 гг. возникновение временного кассового разрыва было обусловлено рядом причин:

- во-первых, недостатком собственных доходов на покрытие расходной части бюджета;

- во-вторых срок уплаты налогов, поступающих в городской бюджет согласно налогового законодательства, не соответствует потребности бюджетных расходов;

- в-третьих, несвоевременным возмещением расходов от вышестоящих бюджетов;

- в-четвертых, при планировании бюджета г. Хабаровска используется методика субъекта, что не позволяет обеспечить минимальную потребность отраслей финансируемых за счет бюджета города.