Экономика г. Хабаровска и сложившаяся система налогообложения определяют доходы муниципального бюджета. Бюджетные назначения по поступлению собственных доходов в бюджет города за 2005 г. выполнены на 101,8%, при плане 3,23 млрд.рублей. мобилизовано 3,29 млрд.рублей, дополнительно поступило 59518 тыс. рублей.
По сравнению с 2004 г. поступление собственных доходов в бюджет города уменьшилось на 16% (факт 2004 г. - 3,92 млрд.рублей). Данное снижение объясняется изменением в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, в части отмены налогов и уменьшения нормативов распределения федеральных и региональных налогов и сборов в бюджет города.
Наибольший удельный вес (67,9%) в общей сумме собственных доходов занимают налоговые платежи (2,23 млрд.рублей.). Удельный вес неналоговых доходов составляет 21,5%, или 0,7 млрд. рублей.
Основными доходными источниками бюджета города за 2005 г. стали:
- налог на доходы физических лиц - 1,62 млрд. рублей. (49,2% от суммы собственных доходов);
- единый налог на вмененный доход - 0,39 млрд. рублей. (11,9%);
- доходы от сдачи в аренду земельных участков и имущества - 0,38 млрд. рублей. (11,4%);
- доходы от реализации имущества - 0,195 млрд.рублей. (5,5%, включая доходы от реализации военного имущества).
За 2005 г. поступления по единому налогу на вмененный доход к уровню прошлого года увеличились в 3,3 раз или на 272130 тыс. рублей. (для сравнения за 2004 г. поступило - 0,12 млрд. рублей).
Указанный рост поступлений единого налога на вмененный доход обусловлен изменением в налоговом законодательстве (увеличением с 01.01.2005г. базовой доходности по видам деятельности в 1,5 раза, увеличением норматива отчислений в 2 раза), а так же увеличением количества плательщиков единого налога на вмененный доход на 470 (2005 г. - 7011, 2004 г. - 6541).
Одним из основных доходных источников бюджета города являются доходы, получаемые от использования муниципального имущества. Бюджетные назначения выполнены на 99% (план 420277 тыс.рублей, факт 415464 тыс. рублей), недопоступило 4813 тыс.рублей.
Причиной этого факта является невыполнение бюджетных назначений по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, при плане 40000 тыс. рублей, фактически поступило 21707 тыс. рублей.
Исполнение бюджета по средствам, поступающим в бюджет города из краевого и федерального бюджета, составило 1,67 млрд.рублей., или 112,4 % к уточненному бюджету.
Структура бюджетных доходов меняется в пользу неналоговой составляющей. Среди отраслей промышленности наибольший вклад в пополнение городского бюджета вносят промышленность, транспорт, строительство и торговля с общественным питанием. При росте доходов бюджета усиливается его дефицитность.
В расходной части бюджета преобладают традиционные статьи расходов: образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. Низка доля финансирования молодёжных проблем. В то же время, являясь столицей Дальневосточного федерального округа, экономика города получает существенные финансовые ресурсы со стороны краевого и федерального бюджетов.
Постановлением Мэра г. Хабаровска от 13.07.2006 г. №751 утверждена «Концепция увеличения доходной части бюджета города на 2006-2008 годы». Концепция увеличения доходной части бюджета городского округа «Город Хабаровск» на среднесрочную перспективу определяет основные цели, задачи и ключевые направления политики города на этот период в сфере формирования и развития налоговой базы, обеспечивающей устойчивый рост экономики и повышение финансовой самостоятельности муниципального образования «Город Хабаровск».
Бюджет города на 2007 г. сформирован согласно ст. 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где предусмотрены все полномочия, вытекающие из круга вопросов местного значения и в соответствии ст. 16 Федерального закона от 6 июля 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - 131-ФЗ).
Кроме финансовых обязательств, возникающих в связи с решением вопросов местного значения, исполняются в 2006 г государственные полномочиями за счет средств местного бюджета.
Так, например:
- в соответствии со 131-ФЗ в перечне полномочий городского округа отсутствуют обязанности по социальной поддержке и обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день все расходы по содержанию данной категории детей в детских домах, кроме питания и обмундирования, осуществляются за счет средств бюджета города (на 2006 г. - 74,6 млн. рублей);
- подготовка и повышение квалификации кадров в образовании является полномочием края, однако финансовые средства на исполнение данного полномочия городу не переданы и администрация города вынуждена производить эти расходы за счет бюджета города (на 2006 г. - 6,3 млн. рублей).
В 2006 г. бюджет города принял на себя дополнительные полномочия согласно Федеральному закону №199-ФЗ от 29.12.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципального образования» без изменения финансовой помощи из краевого бюджета:
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа - 3,6 млн. рублей;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охрана их жизни и здоровья - 6,9 млн.рублей;
- организация осуществления мероприятий по гражданской обороне, создание и содержание аварийно-спасательных служб - 7,0 млн.рублей, создание аварийных запасов продовольствия - 34,9 млн.рублей.
Меняется структура расходов бюджета города. В связи с совершенствованием системы оплаты труда в бюджетной сфере ежегодно растет удельный вес затрат на заработную плату в бюджете города.
Так, в 2000 г. расходы на выплату заработной платы составляли 32%, в 2005г. - 34%, в 2006г. - 36%, в 2007 г. прогноз -38%.
Доля расходов по отрасли «Образование» в общем объеме в 2006 г. составляет - 25%, в 2007 г. - 27%.