Действующий

Об утверждении Программы реформирования системы управления муниципальными финансами города Хабаровска на 2006-2008 годы «Финансам Хабаровска - качественное управление!» (с изменениями на 26 июня 2007 года)


2.2.1. Оценка исходного состояния


Деятельность участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению и исполнению в муниципальном образовании «Город Хабаровск» регламентирована Постановлением Мэра города от 10.12.2004 г. № 585 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в городском округе «Город Хабаровск».

Участниками бюджетного процесса в городе Хабаровске являются бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и другие получатели бюджетных средств. Источником информации о состоянии бюджетной сети служат ежегодные отчеты о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях.

В отрасли «Образование» функционирует 196 муниципальных образовательных учреждений, в том числе 61 дошкольное учреждение, 88 дневных образовательных школ, 5 вечерних сменных школ, 11 специализированных коррекционных учреждений, 8 детских домов, 2 межшкольных учебно-производственных комбината, 19 учреждений дополнительного образования детей, городской научно-методический информационный центр и «Централизованная бухгалтерия учреждений образования».

В системе здравоохранения по состоянию на 1 января 2006г. функционирует 35 муниципальных учреждений, в том числе медицинский информационно-аналитический центр, 10 больниц, 17 поликлиник, 1 санаторий «Амурский», 3 родильных дома, станция скорой медицинской помощи, 2 дома ребенка.

В отрасли «Культура» по состоянию на 1 января 2006 г. функционирует 31 муниципальное учреждение, в том числе детский парк культуры и отдыха, 3 дома культуры, музей истории, 2 централизованные системы библиотек, включая 22 филиала, театр «Триада», Академический хор и Централизованная бухгалтерия учреждений культуры.

В 2005 г. в городе работало 16 государственных детско-юношеских спортивных школ (в том числе 8 муниципальных). В настоящее время во всех учреждениях занимается 10659 чел. (в 2004г. - 10236 детей и подростков), в том числе в муниципальных - 7100 чел.( 66,6% от общего количества занимающихся в учреждениях дополнительного образования города спортивной направленности). В общей структуре показателей уровня развития физической культуры и спорта в городе значительное место занимают показатели муниципальных учреждений. Так из 63449 человек, занимающихся всеми формами спортивно-оздоровительной деятельности в городе Хабаровске - 23257 чел. (36,7% от общего количества занимающихся) занимаются в муниципальных образовательных учреждениях. Из 131 спортивных сооружений по месту жительства граждан - 115 являются муниципальными. Строительство 21 спортивного сооружения осуществлено только за счет средств бюджета города.

В городе по состоянию на 1 января 2006 г. функционирует 10 муниципальных учреждений, подведомственных управлению социальной защиты населения: специальный дом для ветеранов; 3 дома ветеранов (досуговая работа с ветеранами, инвалидами, детьми); 5 центров по работе с населением (оказание социальной помощи одиноким нетрудоспособным пожилым гражданам, инвалидам, сопровождение семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации); социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. В связи с разграничением полномочий между уровнями власти с 2005 г. данные учреждения финансируются за счет средств бюджета города и бюджета края. Ежегодно данными учреждениями обслуживаются более 2 тыс. одиноких пожилых граждан и инвалидов, 3 тыс. детей, проводится 500 мероприятий с участием 48 тыс.чел.

В рамках Программы реформирования Администрацией г. Хабаровска проведена большая работа по оценке возможности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе в автономные некоммерческие организации и автономные учреждения.

Оценка проводилась в три этапа.

На первом этапе было проанализировано финансовое состояние ряда отраслей социального блока (здравоохранение, образование, культура и искусство, физическая культура и спорт), а также существующий порядок бюджетного финансирования подведомственных учреждений.


При анализе доходной и расходной части было выявлено увеличение дохода от предпринимательской деятельности: в образовании - на 21,97% в 2004 г. по сравнению с 2003 г. и на 23,45% в 2005 г. по сравнению с 2004 г., в здравоохранении - на 81,1% в 2004 г. по сравнению с 2003 г. и на 32,33% в 2005 г. по сравнению с 2004 г., в культуре и искусстве - 7,22% в 2004 г. по сравнению с 2003 г. и на 4,79% в 2005 г. по сравнению с 2004 г.

На диаграмме представлена динамика роста дохода от предпринимательской деятельности по отраслям за 2004-2005 гг.

Увеличение расходов по отраслям характеризуется следующими данными, а именно:

- в образовании - на 1,35% в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом, и на 2,5% в 2005 г. по сравнению с 2004 г.

- в культуре и искусстве - на 0,1% в 2004 г. по сравнению с 2003 г. и на 0,18% в 2005 г. по сравнению с 2004 г.

- в физкультуре и спорте - на 0,3% в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом.

В здравоохранении наблюдается снижение расходов в 2004 г. на 1,4% по сравнению с 2003 г. и на 0,66% в 2005 г. по сравнению с 2004 г.

Таким образом, по результатам анализа на первом этапе были сформулированы следующие выводы:

- в отраслях отсутствует оценка объема внебюджетных доходов при определении бюджетных ассигнований, что приводит к резкой дифференциации финансового положения бюджетных учреждений. Необходимость содержания учреждений, которые вполне приспособлены к существованию в рыночных условиях, препятствует увеличению объемов финансирования тех учреждений, которые производят услуги на нерыночной основе;

- действующий механизм сметного финансирования является неэффективным, поскольку не создает стимулов к сокращению издержек и экономии бюджетных средств и в недостаточной степени ориентирован на достижение определенных результатов деятельности бюджетного учреждения, так как в его рамках финансируется сам факт существования учреждения;.

- главные распорядители бюджетных средств недостаточно ориентированы на обеспечение эффективности расходования бюджетных средств и достижение конечных общественно значимых результатов;

- в здравоохранении и образовании многие бюджетные учреждения более половины своих доходов формируют за счет внебюджетных источников. Уже сейчас бюджетное финансирование для этих учреждений не является критичным;

- средняя по всей сети масса недофинансирования складывается из катастрофического недофинансирования одних бюджетных учреждений, и абсолютно избыточных ресурсов в других, которые имеют преимущества по месту положения, типу деятельности и возможность зарабатывать реальные внебюджетные доходы.

На втором этапе оценки была проанализирована подведомственная сеть учреждений вышеперечисленных отраслей. Учитывались такие показатели как:

- общий объем финансирования бюджетного учреждения;