Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


В долгосрочной перспективе экономика города будет находиться под воздействием тенденций «общего развития России», которые в свою очередь определяются необходимостью ее встраивания в мировую экономику и приспособления к новой технико-технологической структуре производства. В последней повышается роль науки и техники, инновационного бизнеса и информатизации общества. Наиболее явным проявлением «новой экономики» становится превращение знаний в определяющий фактор экономического развития, обеспечивающего конкурентоспособность города в изменяющемся и динамично развивающемся мире.

Инновационное развитие и инновационный бизнес являются сущностными элементами новой стратегии экономического развития города. В настоящее время в г. Хабаровске этот процесс только набирает обороты. Преимущественным является освоение продуктовых и технологических инноваций. К следующим по распространенности относится налаживание внешних контактов: новые внутренние и внешние партнеры, формы и каналы сбыта. На третьем месте - работа по отбору персонала, внедрению новых систем оплаты труда и премирования, а также приобретение контрольных систем, направленных на повышение качества продукции, автоматизации производственных и управленческих систем. Особенно активно инновационные процессы идут в машиностроении и металлообработке, топливной и пищевой промышленности, электроэнергетике и промышленности строительных материалов.

Экспертный опрос руководителей предприятий показал, что наиболее важными проблемами, сдерживающими инновационное развитие, являются экономические. Высокий ранг получили: недостаток собственных денежных средств, высокие стоимость нововведений и риски, узость внутреннего рынка и слабая государственная поддержка. К правовым проблемам эксперты отнесли низкую эффективность принятых Российской Федерацией законов и нормативно-правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность. Главными производственными проблемами видятся: низкий инновационный потенциал предприятий, неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаток квалифицированного персонала. Что касается стратегических направлений, то наиболее высокую оценку получили усиление государственной поддержки инновационной деятельности, стимулирование спроса на инновационную продукцию, развитие глубокой переработки сырьевых ресурсов.

В контексте выше отмеченного движение г. Хабаровска в инновационном развитии должно включать весь спектр инновационных направлений (технологии, менеджмент, маркетинг, финансы и др.), обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятий, расширение возможностей для развития бизнеса. Прежде всего, это стимулирование существующих предприятий к использованию инноваций, что предполагает: формирование кластеров наиболее перспективных компаний, которые работают в ключевых технологических секторах, обладают высоким потенциалом для развития, экспортно ориентированы и будут оказывать наибольшее влияние на конкурентоспособность городской экономики; анализ потребностей, проблем, основных причин, препятствующих развитию компаний; разработку моделей и механизмов, стимулирующих сотрудничество между компаниями и научными организациями.




Второе направление - наиболее перспективное - стимулирование создания малых инновационных предприятий. Их развитие - реальная возможность коммерциализации разработок научных организаций. Малые предприятия создают базу для будущего экономического потенциала города. Рост их инновационности создаёт новый имидж города, экономическое развитие которого осуществляется за счёт использования знаний. Кроме того, это увеличение вклада в экономическое развитие, рост налоговой базы, создание новых рабочих мест.

Реализация этого направления требует введения в высших учебных заведениях курсов по предпринимательству, в том числе с использованием формы мастер-классов реальных успешных предпринимателей. При участии органов государственной власти и местного управления, организаций инновационной инфраструктуры, руководства высших учебных заведений и научных организаций необходимо создание системы прединкубационной подготовки предпринимательских проектов (проведение НИ-ОКР на площадях и оборудование научно-образовательных комплексов с последующей организацией малого предприятия). Следующий этап - создание реально действующих инкубаторов бизнеса, предоставляющих начинающим компаниям помещения и консалтинговую поддержку. Необходима организация сети инвесторов для новых технологических компаний, а затем - системы продвижения новой продукции на российские и зарубежные рынки.

Третье направление - привлечение инвестиций преимущественно в высокотехнологическую сферу. Оно, с одной стороны, использует результаты вышеизложенных направлений, с другой - усиливает их возможности. Его реализация требует организационной и финансовой поддержки со стороны органов государственной власти, развития международных контактов в выбранных секторах, вплоть до создания инновационных центров и специализированных агентств для продвижения инвестиционной привлекательности г. Хабаровска. Необходимо формирование условий для вовлечения крупных инвестиций компаний в разработку и внедрение инновационных продуктов.

Следующее направление - создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций. Зарубежный опыт показывает, что она является реальным инструментом влияния власти на инновационное развитие. Для этого необходимо: создать при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления недостающие элементы инновационной инфраструктуры; при участии руководства инфраструктурных организаций и органов государственной власти организовать мероприятия, способствующие развитию инфраструктурной сети (совместные семинары, заседания клуба, веб-страница и т.д.); при организационной поддержке органов государственной власти содействовать развитию внешних связей организаций инновационной инфраструктуры; обеспечить независимую регулярную (ежегодную) оценку деятельности инфраструктуры г. Хабаровска.

В настоящее время ведется подготовка создания на базе Тихоокеанского государственного университета технопарка «Хабаровский». Здесь будут предоставляться помещения, оборудование, офисные услуги для инновационных компаний, а также оказываться информационная, консультационная и иная поддержка. Специализация его будет - информационных технологий.

Целесообразно также создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа где могут разместиться предприятия по переработке уникальных природных ресурсов Дальнего Востока, в частности, лесных.

Наконец, необходимо повышение уровня инновационной культуры в регионе. Способность одних людей генерировать новые идеи, а других их объективно оценивать и принимать решения по их воплощению, умение и навыки профессионально решать поставленные задачи, в конечном счёте, являются определяющими факторами успеха инновационного развития. Поэтому данное направление включает: участие руководства компаний, высших учебных заведений, органов государственной власти в организации курсов для обучения персонала компаний; целевую подготовку кадров высшими и средними профессиональными учебными заведениями для растущих инновационных производств, в том числе с использованием механизма госзаказа; организацию высшими учебными заведениями обучения высокопрофессиональными консультантами кадров организаций инновационной инфраструктуры с их стажировкой как на производственных предприятиях, так и в родственных организациях в России и за рубежом; организацию высшими учебными заведениями обучения сотрудников средств массовой информации для обеспечения квалифицированной информационной поддержки реализации инновационных проектов; повышение инновационной культуры на всех уровнях образования.

В этой связи необходима концентрация усилий на выполнении следующих задач:

дальнейшее развитие научно-технического потенциала города на основе действующих организаций науки, высшего образования, поддержка новых предприятий в области инновационного бизнеса, формирование муниципального заказа на научно-техническую и инновационную продукцию;

кооперирование в разработке и реализации инновационных продуктов науки и бизнеса гг. Хабаровска. Владивостока и Комсомольска-на-Амуре;

создание новых организационно-экономических структур по развитию инноваций в регионе (Дальневосточных центров стратегического планирования, инновационно-внедреченского, информационно-телекоммуникационного и др.):

развитие инновационной инфраструктуры, содействие учреждению венчурных фондов, центров трансферта технологий, технопарков, технологических инкубаторов, создание систем привлечения молодежи к разработке и реализации инновационных проектов по приоритетным отраслям экономики города, оказание содействия городским научным общественным организациям (дому техники, ВОИР. союзу инженерных обществ, центру научно-технической информации др.):

формирование механизмов софинансирования инновационных проектов, использование различных источников (гранты, целевые программы, научные фонды, договора, венчуры):

привлечение для реализации инновационных проектов «длинных денег» банков, страховых и инвестиционных компаний, венчурных фондов;

пропаганда инновационной деятельности и достижений лучших предприятий города, края, Российской Федерации, проведение инновационных форумов:

содействие развитию деловой активности в городе, особенно, малого предпринимательства за счет упрощения доступа к финансовым ресурсам, снижения уровня административных барьеров, оказания финансовой и организационной помощи со стороны администрации города:

формирование на территории города нескольких специальных экономических зон для развития взаимосвязанных инновационных предприятий;

формирование локальных производственно-инновационных кластеров на базе развития малых и средних предприятий;

создание системы взаимодействующих инновационных центров, офисов коммерциализации, демонстрационных зон, выставочных площадок;

разработка системы финансовой аренды (лизинга) уникального научного, технологического и производственного оборудования для целей формирования сети центров коллективного пользования;

активное использование при освоении новых наукоёмких изделий и технологических процессов потенциала предприятий военно-промышленного комплекса края, располагающего высокими технологиями и способного производить машины и оборудование, отвечающие требованиям мирового рынка:

формирование целостной системы услуг для малого наукоёмкого бизнеса, в том числе патентный поиск, анализ новизны и оценку конкурентоспособности новых продуктов;

внедрение в промышленности, строительстве и других производственных системах эффективных энергосберегающих технологий, автоматизированных систем, оптимизирующих режимы выработки, распределения и потребления энергоресурсов;