Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)

3.1. Экономико-географическое положение


Хабаровск находится в центре наиболее освоенной части Дальнего Востока. В пределах территории радиусом 700 км от города проживает 70% населения региона, расположено 17 из 22 городов с населением более 50 тыс. чел. сосредоточено две третьих промышленного и 80% сельскохозяйственного производства.

Центральное положение г. Хабаровска «усилено» системой транспортных и других коммуникаций, включающих:

Транссибирскую железнодорожную магистраль, к которой вблизи города примыкает железная дорога, идущая к Комсомольску-на-Амуре и БАМу, порту Ванино и далее на Сахалин в виде морской железнодорожной паромной переправы;

амурский водный путь, в зоне влияния которого находятся обширные территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Читинской областей, северовосточного Китая. По нему открывается самая короткая дорога из этих территорий в бассейн Охотского моря и на Сахалин;

авиатрассы международного и общегосударственного значения, для которых Хабаровский международный аэропорт является базовым. Он предпочтителен и для внутридальневосточных воздушных сообщений, так как сумма наикратчайших расстояний от него до Якутска, Магадана, Анадыря, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Владивостока и Благовещенска существенно меньше, чем из любого этого города до всех остальных;

федерального значения автодороги, составляющие единое направление Владивосток - Хабаровск - Чита с примыкающей к ним дорогой Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск - Ванино;

систему газо-, а в будущем и нефтепроводов, позволяющих обеспечить эффективными топливно-энергетическими ресурсами предприятия и жилищно-коммунальное хозяйство города, открывающие перспективу для развития новых высокотехнологичных производств;

магистральные линии высоковольтной электропередачи, составляющие основу единой энергетической системы (ЕЭС) юга Дальнего Востока с диспетчерским управлением в Хабаровске;

линии телефонной связи международного и государственного значения, дающие выходы в страны Западной Европы, Китай, Республику Корея, США, Сингапур, с мощной международной телефонной станцией в Хабаровске;

«срединное» и одновременно приграничное положение города дает ему большие преимущества в экспортно-импортной деятельности уже в настоящее время и в последующем - в культурном, научно-техническом и хозяйственном сотрудничестве.

Достаточно благоприятно и мезо экономико-географическое положение города:

примыкающая и надежно связанная с г. Хабаровском транспортными путями пригородная сельскохозяйственная зона из 4 административных районов края располагает 307 тыс. га сельскохозяйственных земель, в том числе 93 тыс. га пахотных; резервные сельскохозяйственные земли составляют 32 тыс. га.;

находящиеся в радиусе 40-50 км от города месторождения минерального сырья составляют достаточно надежную базу для производства глинистого и силикатного кирпича, керамзита, железобетонных изделий, дорожного строительства; здесь размещены также ресурсы подземных питьевых и лечебно-столовых вод;

близость к наиболее крупным источникам электроэнергии - опорным станциям ЕЭС юга Дальнего Востока (Зейская ГЭС, Приморская ГРЭС, строящаяся Бурейская ГЭС);

наличие пространственных ресурсов в окрестностях города, обусловливающих предпосылки для размещения пространственноемких производственных и непроизводственных объектов;

большие массивы пригородных земель, пригодных для индивидуальной жилищной застройки;

сформировавшаяся в непосредственной близости от города обширная рекреационно-оздоровительная зона.

Климат города Хабаровска резко континентальный с муссонной циркуляцией, формируется под воздействием условий солнечного радиационного режима, преобладающих воздушных масс и подстилающей поверхности.

Особенности рельефа и наличие термических различий между азиатским континентом и Тихим океаном обусловливают формирование устойчивых меридиональных потоков. В холодный период господствует низкотемпературная континентальная воздушная масса, формирующаяся над Монголией, Якутией и Забайкальем. В летний период преобладают влажные тёплые воздушные массы, сформированные над океаном.

Зима характеризуется продолжительным периодом с низкими температурами, преобладанием ясной погоды, небольшим количеством осадков и частыми сильными ветрами. Летом стоит умеренно тёплая и жаркая погода с высокой влажностью.

В годовом ходе среднемесячная температура воздуха изменяется от -22°С в январе до +21 °С - в июле. Экстремальные температуры равны -43°С и +40°С. Безморозный период в среднем равен 159 дням и продолжается с мая до середины октября. Устойчивые морозы держатся в среднем 134 дня с ноября по март.

Продолжительность отопительного периода 205 дней. Расчётная температура самой холодной пятидневки -31°С. Среднее число дней с температурой равной и выше +10°С составляет 142 дня.

Среднегодовое количество осадков - 672 мм. На тёплый период приходится 80-90% их годового количества, что составляет 556 мм. В холодный период выпадает 116 мм осадков. Снежный покров появляется в конце октября и держится примерно 144 дня до середины апреля, достигая средней высоты 18 см.

Среднегодовая относительная влажность составляет 71%. Относительная влажность воздуха в годовом ходе изменяется от 62% в апреле до 81 % в августе.

Среднегодовая скорость ветра равна 5,1 м/сек., с преобладанием юго-западного направления.

Гидрографическая сеть города представлена р. Амур, нижним участком течения Амурской протоки и малыми реками. По территории города Амур протекает 40 км участком. Правый склон крутой обрывистый сливается с прилегающей крупнохолмистой местностью; левый берег пологий. В настоящее время отмечается интенсивное развитие проток Пемзенская и Бешеная. В них возрастает водность и скорости течения. Увеличиваются высотные и плановые деформации русел. Скорость смещения берегов достигает 10-20 м/год. За счет увеличения пропускной способности проток отмечается уменьшение водности основного русла р. Амур. Это вызывает ряд проблем, связанных с ухудшением условий судоходства, работы водозабора для города и ТЭЦ-3, а также разбавления сбрасываемых сточных вод.

Площадь территории города составляет 386,4 км2. Сюда входят площади левого берега Амур - 82,0 км2 и площадь зеркала Амур - 77,0 км2. Население г. Хабаровска -577,8 тыс. чел. Административно город подразделяется на 4 округа: Центральный, Южный, Северный, Железнодорожный. Они объединяют пять районов: Железнодорожный, Кировский, Краснофлотский, Центральный и Индустриальный. Средняя расчетная плотность населения Хабаровска в 2005 г. составила 1495 чел. на км. Территория города заселена неравномерно: наиболее - исторический центр города - Центральный, а также Кировский районы, средне - Индустриальный район, менее плотно - Краснофлотский и Железнодорожный районы. Левый берег реки Амур не заселен, за исключением части острова Большой Уссурийский. Численность населения острова составляет 0,5 тыс. человек, площадь земли, являющейся городской территорией - 15,0 км2.

Хабаровская агломерация включает тесно прилегающие села и поселки Хабаровского района: Ильинка, Тополево, Гаровка, Сосновка, Ракитное, Некрасовка и др., которые составляют единое целое с г. Хабаровском, как в пространственном, так и в экономическом смысле.