Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


Демографические тенденции г. Хабаровска неблагоприятные. Он продолжает терять население, хотя темпы снижаются. К положительным факторам можно отнести положительное сальдо миграции. В 2004 г. оно составило 1467 человек. Обмен в пределах Хабаровского края и Дальнего Востока положительный: въехало в город 4,2 и 3,6, а выехало - 2,8 и 2,2 тыс. чел. Миграционное сальдо с другими регионами России и странами СНГ - отрицательное.

Удобное экономико-географическое положение г. Хабаровска делает его привлекательным для местных жителей и населения других территорий Дальнего Востока. Социологические исследования показали, что 70,8% хабаровчан не настроены на выезд, 68,1% считают город комфортным для проживания и хотят, чтобы здесь жили их дети.


Миграция г. Хабаровска в 2004 гг., тыс. чел.


Вместе с тем, здесь имеется группа жителей «скорее всего, настроенные на переезд, но не сейчас» (8,8%) и «желающие уехать, но не имеющие для этого финансовых средств» (11,8%). Они ещё не приняли окончательного решения о миграции и занимают промежуточную нишу между категорично настроенными на выезд и патриотами своего города. Их дальнейшие действия зависят от складывающихся жизненных реалий и перспектив развития города.

Эту группу жителей можно рассматривать как потенциальный ресурс постоянного населения юга российского Дальнего Востока. Тем более, что большинство из них (40,5%) родились в г. Хабаровске или Хабаровском крае, дорожат г. Хабаровском потому, что считают его своей родиной (37,8%) и местом проживания близких (28,9%), рассматривают его как удобный для комфортной жизни, работы и воспитания детей (65,6%). Почти третья часть не определилась с местом переезда, ещё 18,2% планируют поменять место жительства, но в пределах Дальнего Востока. Количественно, при условии укоренения этой группы, учитывая их семейность и наличие несовершеннолетних детей до 18 лет, она сохраняет для г. Хабаровска до 100 тыс. чел.

С точки зрения становления новой экономической системы - это наиболее перспективная группа хабаровчан. Здесь высока доля студентов. На возраст 18-39 лет приходится 71,1% респондентов (среднее значение по выборке 52,4%); имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование - 74,4%. Немаловажно, что 64,4% респондентов этой группы считают себя практически здоровыми или оценивают здоровье как удовлетворительное.

Явно ощутим их профессионально-трудовой потенциал. Среди них больше тех, кто работает в соответствии с имеющейся квалификацией (перевес в оценках, по сравнению со средней по выборке, составляет 9,1%). Наиболее важной особенностью своей работы они считают возможность реализации творческих замыслов. В большей степени, чем все остальные, они обеспокоены предоставляемыми в организациях (предприятиях) социальными гарантиями, включая пенсионное обеспечение.

Это целостные, амбициозные (в хорошем смысле этого слова) и творческие люди, радеющие за своё предприятие и обеспокоенные его стагнацией (11,1%) и отсутствием перспективы (34,6%) развития. Стабильность предприятий является для них одним из важных критериев ценности в работе (23,5%).

Среди них меньше, чем в среднем по выборке, тех, кого удовлетворяет незначительная нагрузка по работе в ущерб возможности заработать (6,2%). Пятую часть из них (21,0%) гнетёт плохая организация труда (простои, неисправная техника) и тяжёлая физическая работа (18,5%). Если потребуется, 65,4% из них готовы пройти переобучение или сменить профессию (среднее значение по выборке существенно ниже). Последний критерий убедительно характеризует их мобильность в трудовой деятельности, убежденность в необходимости постоянной самоорганизации в труде.

Амбициозность просматривается и в том, что в их числе больше респондентов, предполагающих уехать для претворения своих творческих замыслов не только в европейские районы страны, но и в дальнее зарубежье. Они отличаются уверенностью в своих жизненных силах и убеждённостью в том, что исполнение желаний зависит только от них самих.

Эта группа жителей г. Хабаровска характеризуется ярко выраженными целевыми установками на материальное благополучие (86,7%) и укрепление семьи (66,7%). В качестве основных установок на ближайшие 10 лет она выделила: улучшение жилищных условий (64,4%), обеспечение благосостояния семьи (61,1%) и образования детям (33,3%). Создание диверсифицированной, высокоукладной экономики, рынка доступного жилья, качественного образования и медицинского обслуживания, предоставление широких возможностей для профессионального выбора и достойных условий жизни, формировании мнения о перспективности и необходимости стране Дальнего Востока позволяют рассматривать эту группу респондентов как реальный потенциал г. Хабаровска.

Реализация стратегического плана развития г. Хабаровска до 2020 г. требует разработки специальной системы мер по привлечению в Хабаровск переселенцев из других регионов страны и соотечественников из зарубежья.


Настроения на выезд населения отдельных регионов Дальнего Востока,
% от числа опрошенных


Значительным резервом роста населения г. Хабаровска являются жители северных регионов Дальнего Востока. Здесь настрой на выезд очень высок и составляет порядка 400 - 450 тыс. чел. Если направить миграционный поток на юг Дальнего Востока, то создаются хорошие предпосылки для формирования на границе с Китаем мощного социохозяйственного пояса с несколькими крупными селитебными комплексами.

Следующее направление - привлечение соотечественников - переселенцев, проживающих за рубежом. В большинстве своем воспитанные в традициях уважения к российской государственности, владеющие русским языком и не желающие терять свою связь с Россией, они обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему конструктивных социальных связей принимающего сообщества. Однако в настоящее время огромный интеллектуальный и ресурсный потенциал соотечественников, зачастую, не находит должного применения в тех местах, где он наиболее востребован и может быть успешно реализован, а сами переселившиеся часто попадают в критическую жизненную ситуацию. Данное обстоятельство в значительной степени обусловлено тем, что иммиграционные потоки носят стихийный характер, ориентированы в основном на регионы, имеющие репутацию экономически благополучных, не учитываются реальные возможности жилищной и социальной инфраструктуры. В результате усиливаются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для культивирования среди коренного населения идей национальной нетерпимости и экстремизма.

Многие проблемы переселения соотечественников требуют решения на самом высоком уровне. Необходимы механизмы, позволяющие эффективно сочетать ожидания и возможности переселенцев с реальными потребностями и возможностями регионов, обеспечить переход к активному и осознанному выбору переселяющимися лицами места будущего проживания и сферы приложения труда с учетом социально-экономических реалий и стратегических установок России.

Системообразующими подходами к выработке такого механизма являются: сохранение территориальной целостности государства, обеспечение бесконфликтной интеграции переселившихся в принимающее сообщество; согласование мер содействия добровольному переселению с задачами социально-экономической политики государства и регионов, взвешенность мер поддержки переселяющихся лиц, направленных на стимулирование их активной позиции в принимающем сообществе, ориентация на активный рост легальной иммиграции, включая иммиграцию на постоянное место жительства трудоспособного населения и молодежи, квалифицированных специалистов, деятелей науки, искусства и культуры; приоритетное использование местного трудового потенциала. Содействие добровольному переселению должно сопровождаться созданием благоприятных условий для рождения детей, снижения уровня смертности и увеличения продолжительности жизни коренного населения принимающих регионов.

В системном виде улучшение миграционных процессов г. Хабаровска требуют:

восстановления стратегической значимости Президентской программы «Дальний Восток и Забайкалье» в части решения социально-экономических проблем, формирования в регионе высокоукладной экономики, реализации национальных проектов;

формирование мнения о необходимости Дальнего Востока России, его геостратегической значимости;

создание условий для закрепления местного населения и переселения северян - дальневосточников на юг региона, в частности, массового строительства жилья и реальных возможностей его приобретения:

координации усилий органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, структур бизнеса, общественных организаций и иных институтов гражданского общества по содействию процессу добровольного переселения соотечественников на Дальний Восток:

выработки системы формирования в регионах научно обоснованной оценки потребностей в иммиграции с учетом задач социально-экономического развития Дальнего Востока, культурных и социально-психологических характеристик местного населения:

создания политических, социально-экономических, правовых, организационных и информационных условий, способствующих формированию, укреплению и реализации соотечественниками желания переехать на Дальний Восток для постоянного проживания и их скорейшего включения в устойчивые позитивные социальные связи местного сообщества:

формирования механизма организации процесса переселения на основе активного и осознанного выбора соотечественниками места будущего проживания на Дальнем Востоке, сочетания их ожиданий и возможностей с потребностями и возможностями российских регионов;