Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


Торговля является одной из динамично развивающихся отраслей экономики г. Хабаровска. В 2003 - 2005 гг. розничный оборот в сопоставимых ценах прирастал ежегодными темпами 8, 10 и 19%. Это обусловлено повышением благосостояния населения, ростом предложения товаров и информированности населения, расширением потребительского кредитования, а также усиления роли города в региональной оптовой торговле.

В настоящее время в городе работает 1581 стационарных предприятий торговли с общей площадью 198,5 тыс. м2 и 23 крупных девелопера, на базе которых осуществляют свою деятельность 1300 арендаторов. Только в 2005 г. за счет средств предпринимателей построено и введено в эксплуатацию 131 объект с торговой площадью 32 тыс. м2. Населению предоставляют услуги 19 рынков на 6288 торговых мест. Доля налоговых поступлений в бюджет города от деятельности в сфере потребительского рынка составила в 2005 г. 18,5%.

Торговля показывает высокую восприимчивость к инновационным технологиям, активно внедряет современные формы работы с рынком и потребителем: франчайзинг, электронная торговля, системы самообслуживания, дисконтирования, бонусов и др. Подобные нововведения возможны благодаря переходу на новые концепции рынка, в частности, «индивидуализированного маркетинга». Появились торговые компании, использующие моно- и мультибрэндовые подходы в ассортиментной политике, систему дисконтных карт, формирующие базы данных по клиентуре. Это свидетельствует об усилении борьбы за потребителя.

Особенно следует отметить электронную коммерцию. По данным специалистов, в г. Хабаровске более 100 тыс. пользователей киберпространства, что позволяет осваивать его в качестве торговой площадки.

Растет применение сетевых форматов. Приоритет получают крупные предприятия, работающие по принципу «с торговой площадки к месту отдыха». Именно они способны обеспечить в цивилизованной форме наиболее полное удовлетворение потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах.

Вместе с тем в последние годы обозначился ряд проблем, сдерживающих развитие городской торговли. Так, сложная, вытянутая вдоль реки, географическая конфигурация Хабаровска осложняет планирование развития торговой сети. Необходимо совершенствование транспортных связей центра и периферийных районов города, упрощение доступа населения к торговым точкам.

Использование неприспособленных для торговли помещений ведет к мельчанию предприятий. Растущая конкуренция позволит освободить пространство для развития крупных компаний, использующих современные формы торговли. По международным стандартам в г. Хабаровске целесообразно создание, как минимум, шести крупных универсальных торговых центров, обслуживающих микрорайоны города. Они способны освоить новые принципы совмещения функций продажи товаров и отдыха покупателей, превратившись в интегрированные сервисные комплексы.

Существуют проблемы развития Интернет - торговли. Прежде всего, это безопасность расчетов и правовая обеспеченность проводимых сделок, неразвитость курьерской службы и др.

Определенные сложности повышения качества и культуры розничной торговли создают китайские предприниматели. Межправительственные российско-китайские соглашения позволят поставить надежный барьер некачественным и порой опасным для жизни покупателей товарам. Этому будет способствовать строительство на китайские инвестиции торгового центра «Азия».

Не приводит пока к улучшению ситуации на рынке потребительских товаров борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Особенно это касается продовольственных товаров, импортируемых из КНР. Необходим комплекс мер, обеспечивающих контроль за качеством продукции на всех этапах от производства и поступления на оптовые базы до реализации в торговых точках.

Важным фактором обеспечения потребителя качественной продукцией является расширение местного производства. Здесь должны получить распространение партнерские отношения. Обеспечение высокого качества продукта позволит торговле оказать поддержку местному производителю в продвижении продукта на рынок. Необходимо создание условий для развития сети фирменной торговли.

Системообразующим фактором торговли является ярмарочно - выставочная деятельность. Для этого целесообразно создание в г. Хабаровске современного круглогодичного выставочного комплекса, что позволит привлечь в город дополнительные инвестиции, новые бизнес - направления, даст толчок развитию специализированной торговли, усилит позиции города как мощного торгового центра на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Приоритетным направлением превращения г. Хабаровска в крупный научно-образовательный центр торговли и общественного питания должно стать использование местного потенциала ведущих учебных и научных учреждений города. Обеспечение отрасли профессиональными и компетентными кадрами, имеющими специальное профильное образование, непрерывное повышение квалификации дают ей серьезные конкурентные преимущества.

Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Необходимо разработать стройную коммуникационную политику в целях просвещения потребительского рынка и участников рынка. Качественный скачок возможен при создании на базе информационной сети города регионального информационно-маркетингового центра и программного обеспечения отрасли для формирования баз данных.

Мощным механизмом развития торговли будет являться конкуренция. Такой механизм начнёт работать при наличии более высокого уровня доходов населения, доступности товара, компетенции персонала, который определяет уровень продаж. Одним из механизмов формирования конкурентоспособности является внутренний ресурс торговых предприятий в виде увеличения производительности труда и снижения издержек обращения. Это возможно при внедрении современных технологий и форм торговли, в частности, сетевых форматов, имеющих высокий потенциал развития. В интегрированных сервисных комплексах должны быть реализованы следующие принципы: большое количество разнообразных арендаторов; наличие ценового диапазона для покупателей различных социальных групп; удобство и унификация технологического процесса; покупка всего в одном месте; культурный и комфортный отдых.

В настоящее время в центре внимания экономического сообщества выступают логистические центры. Это рыночные предприятия, осуществляющие координацию складского и транспортного обслуживания, информационного обеспечения и контроля движения товарных потоков. К сожалению, рынок логистических услуг не развит из-за криминализации и коррупции, отсутствия лицензирования экспедиторской деятельности и обязательного страхования ответственности перевозчика, недостатка специалистов в области логистики, высоких банковских процентных ставок при кредитовании логистической инфраструктуры.

Хабаровск обладает важными конкурентными преимуществами - геополитическим положением, транспортной инфраструктурой, пространственными ресурсами, что позволяет ему развиваться как крупному логистическому торговому центру не только регионального, но и международного значения. Имеются предпосылки формирования здесь Дальневосточного центра оптовой торговли.

Для развития потребительского рынка путем более полного и качественного удовлетворения потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах в цивилизованной форме необходимо:

обеспечение потребительского рынка товарами, отвечающими требованиям качества и безопасности;

расширение сетевых форматов при сохранении ниши для мелкорозничной торговли и магазинов для социально незащищенных слоев населения:

создание благоприятных условий, способствующих продвижению на потребительский рынок города товаров и услуг, производимых местными производителями;

повышение культуры торгового обслуживания покупателей, сокращение теневого оборота;

укрепление нормативно-правовой базы развития торговли в соответствии с федеральным законодательством;

формирование благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания;

создание развитой системы товародвижения на основе современных технологий;

расширение различных форм электронной торговли с использованием Интернета;

создание городской информационной системы торговли, органично интегрированной в аналогичную систему края на основе современных информационных технологий;

формирование условий для строительства интегрированных сервисных комплексов, предоставляемых широкий набор услуг не только по покупке товаров, но и комфортному отдыху;

строительство постоянно действующего специализированного выставочного комплекса регионального значения;