Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


Многие сферы экономической жизни, определяющие устойчивое развитие г. Хабаровска, зависят от криминогенной обстановки, защищенности субъектов хозяйства от различных угроз жизни и здоровью. Безопасность достигается системой мер экономического, технического, социального, политического и иного характера, направленных на предотвращение как явных, так и скрытых угроз.

Криминогенная обстановка в г. Хабаровске остается достаточно сложной, что определяет отношение жителей к правоохранительным органам. Удовлетворенность их работой невысокая: 20,7% респондентов сталкивались с их недобросовестными действиями; 29,6% в качестве 3-х главных причин, угнетающих жизнь своих детей, отметили преступность и плохую работу милиции; 47,3% считают снижение уровня преступности как необходимое условие повышение комфортности жизни в городе. В повседневной жизни учеников 11-х классов (56,9%) больше всего беспокоит наличие хулиганских группировок.

Число зарегистрированных преступлений на 10 тыс. населения за прошедшие 10 лет в г. Хабаровске возросло на 33% и составило в 2004 г. 4047 ед., что выше, чем в краевых и областных центрах восточных регионах России. Снижается раскрываемость преступлений.




Динамика зарегистрированных преступлений в г. Хабаровске


Структура корыстно-насильственных преступлений имеет традиционную для крупных российских городов конфигурацию. Около половины из них составляют кражи. Хотя количество их относительно государственного и общественного имущества уменьшилось, но существенно выросло число преступлений против личного имущества. В структуре последних все большее место занимает угон транспортных средств.

В период реформ на одно из первых мест среди других правонарушений вышли экономические преступления. В 2004 г. их число составило 12,8% от общего количества совершённых преступлений, против 2,6% в 1994г. Они составляют широкий круг разнообразных деяний, образующих криминальную систему посягательств, борьба с которыми требует широкого фронтального наступления. Криминализация многих сфер экономики в Хабаровске, как и во всей России, оказалась опаснейшим негативным процессом. В настоящее время в этой сфере сформировалось три основных направления: неформальный сектор экономики, преступления, связанные с коррупцией и деятельность организованных преступных групп.

В нелегальной сфере экономики производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг не контролируются обществом и скрываются от органов государственного и муниципального управления. Наиболее типичным уводом в тень результатов экономической деятельности является сокрытие заработной платы, а также части финансового оборота. По данным социологических исследований средневзвешенная доля теневого оборота малого бизнеса в г. Хабаровске составляет 56%. Особенно велика она в торговле, сфере обслуживания, особенно в туризме, строительстве и транспорте.

Криминализация общества проходит при попустительстве, а в ряде направлений даже и с участием определенных погрязших в коррупции структур власти, самоустанавливающих для себя системы иммунитетов (депутатских, прокурорских, судебных), цинично попирающих моральные и демократические нормы. Ряд структур, призванных отвечать за безопасность (в прокуратуре, МВД и др.), не только не пресекают противоправную деятельность, но и сами совершают преступления, используя властные полномочия для прикрытия организованных преступных групп, вымогая взятки у мелких нарушителей установленных правил (например, дорожного движения), нередко превышая свои полномочия в отношении граждан. Стали типичными ненормативные отношения бизнеса и власти. На мздоимство указали 27,3% опрошенных предпринимателя г. Хабаровска. Не только не снижается, а растет криминализация бизнеса. Если в 2002 г. на это указали 17,2% опрошенных хабаровских бизнесменов, то в 2004 г. -24,6%.

Законное беспокойство у населения вызывает растущее количество наркоманов и алкоголиков, пополняющих ряды преступников. Особенно настораживает вызывает растущая беспризорность малолетних детей и подростков.

Серьезным криминогенным фактором является и продолжающееся в последние 10 - 15 лет внедрение в сознание людей и в первую очередь детей, подростков и молодежи идей стяжательства и насилия. Средствами массовой информации, прежде всего, телевидением, как на местном, так и общероссийском уровнях, систематически внедряются образцы антикультуры, формируется привыкание к непрерывающемуся потоку жестокости и смертей на экране, пропагандируется своеобразная романтика криминального поведения. Под влиянием этого информационного давления в менталитете населения размываются нравственные начала.

Для обеспечения общественной безопасности и правопорядка требуется жёсткий контроль над криминальной ситуацией, усиление борьбы с преступностью, проведение постоянной работы по профилактике правонарушений, прежде всего, в молодежной среде. Для этого необходимо:

систематически анализировать и рассматривать в установленном порядке на координационных совещаниях представительных и исполнительных органов состояние и характер преступности в городе, причины и условия, способствующие развитию коррупции и совершению преступлений организованными преступными группами;

постоянно проводить по согласованию с органами юстиции общественную экспертизу результатов деятельности хабаровских правоохранительных органов в направлении раскрываемости и пресечения умышленных убийств, бандитизма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, предавать гласности оценки успешного пресечения преступлений, а также случаи непринятия мер в отношении явных противоправных действий со стороны преступных элементов или организованных преступных групп;

систематически разрабатывать и принимать действенные меры по реализации программ предупреждения террористических актов на территории города;

возродить систему общественной охраны правопорядка;

ввести в приоритет задач по борьбе с преступностью кадровую работу в правоохранительных органах города, систематически проводить аттестацию их работников, наладить систему подготовки и переподготовки кадров, обеспечить для правоохранительных органов приемлемый уровень заработной платы, безоговорочно и жестко карать сотрудников правоохранительных органов, вставших на преступный путь, нарушивших общественные моральные и юридические нормы;

добиваться существенного повышения оперативности и действенности реагирования органов внутренних дел на факты преступлений, правонарушений, опасных происшествий и нештатных ситуаций, оперативного и бескомпромиссного привлечения должностных лиц к уголовной ответственности в случае выявления фактов причастности их к коррупции или содействию преступной деятельности криминальных структур;

постоянно, в порядке законодательной инициативы, разрабатывать предложения по совершенствованию законодательно-нормативной базы обеспечения общественной безопасности, прежде всего, в направлении резкого ужесточения ответственности за тяжкие преступления;

использовать опыт советского периода по воспитанию подрастающего поколения, создавать в городе детские и молодежные объединения, миссией которых были бы идеи патриотизма, гуманизма, высокой морали, борьбы против нарушений нравственности и правопорядка;

мобилизовать общественные организации города для оказания всеми законными методами давления на средства массовой информации, прежде всего, каналы телевидения, показывающие акты насилия, жестокости, распущенности и др.

создать систему мониторинга и прогнозирования социальной напряженности в городе (в том числе на национальной и конфессиональной почве), принимать меры предупреждения социальных и политических конфликтов.

6.1.10. Совершенствование пространственной организации