Социальные инновации, применительно к стратегическому планированию, означают формирование новых качеств городской среды, которые включают: новые мотивы деятельности основных групп населения, раскрепощение интеллектуальных и духовно-нравственных сил каждого отдельно взятого человека, усиление на основе патриотизма положительных кооперационных связей между членами городского сообщества, осознание миссии и общего назначения их различных структур, согласование потребностей и действий основных «игроков» стратегического планирования.
Эти процессы особенно важны на Дальнем Востоке, который при наличии постоянно действующих удорожающих факторов производства для обеспечения конкурентоспособности на российском и мировом рынках вынужден, будет использовать факторы инновационного развития, в том числе и в социальной сфере.
Вовлечение в процесс стратегического управления активной части городского сообщества позволяет сформулировать цели, принятые и одобренные всеми участниками работы. Только в случае, если процесс стратегического планирования будет направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений широкого круга активных лиц, документ не останется лишь продуктом воображения и волеизъявления городских властей, а позволит выбрать наиболее эффективные решения, поддерживаемые городским сообществом.
Необходимо понимать, что основой вовлечения людей в общую работу - особенно на стадии реализации задуманного - является их частный интерес. Без его учета невозможно превратить население муниципального образования в единый трудовой коллектив, работающий над решением общей задачи. Управленец, мыслящий и действующий стратегически стремится использовать энергию частного интереса для общественного блага. Ведь только на основе общественного договора, в котором власть, бизнес, общественность выступают равноправными партнёрами, можно управлять общественным развитием города.
Реализация возможностей различных групп населения может дать многократный рост социальной и экономической эффективности. Есть три основания для таких предположений. Во-первых, многообразие деятельности различных групп населения и власти при их вовлечении в стратегическое планирование создаёт значительное поле возможностей для выбора главных направлений стратегического развития города и появления здесь наиболее плодотворных идей.
Во-вторых, конструируемая на основе плодотворной идеи цель развития города формирует общие интересы, создавая условия для корректировки частных интересов населения, бизнеса, власти и структуризации на этой основе городского сообщества.
В-третьих, общественно значимое дело, каким становится стратегическое планирование, создает условия для пробуждения созидательного духа граждан города, который постоянно поддерживается в наиболее благоприятном рабочем состоянии и дает всплески новых идей, формируя постоянство социального инновационного потока, когда социальные проекты и инициативы генерируются и реализуются непрерывно.
Оценка жителями и работниками администрации значимости основных направлений
повышения активности населения в решений проблей развития г. Хабаровска, %
В стратегическом планировании на выбор стратегических целей, средств и методов их достижения влияют население, бизнес и власть. Население правомерно рассматривать в двух координатах: как неорганизованное население и в составе общественных некоммерческих организаций (НКО).
Последние, участвуя в решении государственно значимых задач, выполняют такие важные социальные функции, как выявление и представление интересов отдельных социальных групп населения, ориентация органов власти на учет этих интересов при разработке и реализации государственной и местной политики, формирование общественного мнения по различным аспектам общественной жизни. Выражая в организованных формах права и интересы различных социальных, профессиональных, возрастных, национальных и иных групп населения, некоммерческие организации в современных условиях должны становиться полноправными социальными партнёрами органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса в реализации общественно значимых проектов и программ.
В г. Хабаровске зарегистрировано порядка полутора тысяч некоммерческих организаций. Анализ их развития показал: при наличии значительного числа зарегистрированных НКО лишь единицы участвуют в разработке стратегического плана города, что свидетельствует об их слабости, раздробленности, замкнутости на своих узких интересах; наиболее значимым фактором, определяющим низкую активность НКО, является апатия населения, которое «не рвется» в общественные организации и общественную деятельность; низкая общественная активность населения, в свою очередь, определяется высокой занятостью населения в сфере экономики и низкой возможностью влияния общественных организаций на принимаемые властью решения.
Надо приблизить стратегические направления развития г. Хабаровска к жизненным интересам населения, например, путем формирования территориального общественного самоуправления (ТОС), включающее домовые и уличные комитет, советы микрорайонов, клубы по интересам и др.
Для активизации этого направления, следует создать муниципальные центры работы с населением в каждом районе города, провести учебу актива, запланировать цикл публикаций в газете «Хабаровские вести», систематически освещающих работу общественных организаций, занимающихся благотворительностью, выступающих с гражданскими инициативами, выполняющих общественно-значимые работы.
Важным игроком на поле стратегического планирования является бизнес. По результатам анализа деятельности его общественных структур можно констатировать, что основы для диалога с властью и населением только-только складываются. Многие организации бизнеса не вышли за рамки своих узкокорпоративных интересов. Им необходима налаженная система общественных связей с другими структурами бизнеса, властью, НКО, населением. Стратегическое управление неизбежно выводит отдельных представителей бизнеса за рамки своего дела, формируя бизнес - сообщества, возникающих как среда совместной деятельности для реализации общих целей и решения необходимых для этого задач. Это даёт возможность развития в политике не на основе конфронтации, а на основе взаимовыгодного сотрудничества. Назрела насущная необходимость для бизнес - элиты входить в публичную политику и участвовать в формировании курса государства, региона, муниципального образования. И для осуществления этой задачи бизнес - сообществу совершенно необходимо формировать отлаженную систему собственных общественных связей.
Нельзя не учитывать при стратегическом планировании и интересы государственной власти. Правительство Хабаровского края и администрация г. Хабаровска, понимая важность установления деловых партнёрских отношений бизнеса и власти, важным направлением взаимодействия считает создание условий для развития профессиональных и общественных объединений, ассоциаций и союзов предпринимателей. Основной упор власть делает на взаимодействие с бизнес - сообществами, как наиболее эффективной форме осуществления обратной связи, и развитие механизмов саморегулирования бизнеса.
Вместе с тем необходимо искать новые формы диалога с общественностью. Это могут быть: изготовление и размещение рекламы (поиск новых тем по патриотизму, защите среды обитания и реки Амур, помощи малообеспеченным жителям города и др.), проведение Интернет - конференций, издание проектов по гражданским инициативам, общественным слушаниям и др.
В целях улучшения гласности деятельности городской мэрии, целесообразно создание печатного средства массовой информации «Вестник городской мэрии» для публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации.
Целесообразно внедрение в общеобразовательных школах и вузах специальной учебной программы «Стратегия развития города в жизненных планах молодого поколения». Программа может быть построена на изучении имеющегося стратегического плана города, проведении дискуссий и обсуждений на тему «Будущее нашего города». Организация таких программ для старшеклассников и студентов важна для формирования у молодого поколения гражданской ответственности и обучения молодёжи формам участия в принятии решений, касающихся перспектив развития Хабаровска.
В целях активизации гражданского общества в решении стратегических задач города необходимо:
развитие разнообразных форм территориального общественного самоуправления:
формирование механизмов повышения заинтересованности участия НКО, представителей бизнеса в стратегическом планировании:
привлечение общественных организаций и бизнес - структур к обсуждению материалов стратегического планирования, создание соответствующего информационного поля, обеспечивающего их свободный доступ к материалам стратегического плана и процессу стратегического планирования;
повышение активности и правотворческой инициативы населения г. Хабаровска посредством проведения конкурсов студенческих и школьных работ по различным аспектам муниципального законодательства, правовым актам Хабаровской городской Думы и администрации, бесплатных юридических консультаций для малообеспеченных слоев населения с привлечением юристов вузов, адвокатских и нотариальных контор и др.:
создание системы финансирования развития НКО, ТОСов посредством грантовой поддержки их участия в разработке, мониторинге и уточнении стратегического плана;
строительство Дома общественных организаций, где могли бы на льготных условиях размещаться и проводить свои конференции, обсуждения некоммерческие общественные организации;
участие в разработке основных направлений стратегического развития города как можно более представительного числа городского сообщества;
создание институциональных условий объединения НКО в ассоциации и более крупные партнерства;
преодоление низкого уровня профессионализма участников стратегического планирования в смежных сферах жизнедеятельности;
внедрение диалоговых форм выработки основных решений по стратегическому планированию;