Инвестиционная активность определяется не только системой объективных условий и факторов её обусловливающей, но и экономической политикой центральных и местных органов власти. Располагаясь на окраине России, Дальний Восток находится в тесном соприкосновении с динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это оказывает существенное воздействие на происходящие на Дальнем Востоке социально-экономические процессы. Слабая инвестиционная активность местных предприятий - реакция на макро - и микроусловия региона. Необходимость оживления инвестиционной деятельности требует решения наиболее острых проблем в этой области хозяйственной деятельности.
В настоящее время в России действует множество законодательных и правовых документов, регламентирующих инвестиционную деятельность предприятий и организаций. Все они, в основном, ориентированы на поддержку объектов и субъектов инвестирования посредством введения налоговых льгот. Пытаясь преодолеть несовершенство российского законодательства, региональные органы власти проявляют особую активность в управлении инвестиционными процессами на местах, развивая различные формы стимулирования инвестиционной сферы. Хабаровский край не остается в стороне от этого процесса. Здесь разработаны и действуют законы, касающиеся не только инвестиционной, но и инновационной деятельности.
Инвестиции в основной капитал в 2003 году по городам Дальнего Востока России,
млн. руб. на 10 тыс. чел. населения
Анализ ситуаций в регионах страны показывает, что они отражают общероссийские тенденции, но имеют и свои особенности. В инвестиционной системе России замыкающая роль Дальневосточного федерального округа усилилась. По объемам инвестиций Хабаровский край сохраняет третье место среди его субъектов. Негативные общероссийские тенденции в области инвестиционной деятельности проявились здесь с районным коэффициентом. В последнее время ситуация начинает исправляться. Однако падение было настолько сильным, что отставание от уровня начала рыночных реформ продолжает оставаться значительным. Инвестиционная инфраструктура только формируется. Кредитные организации, располагая достаточно крупным финансовым потенциалом, не проявляют активность в финансировании проектов в реальном секторе экономике. Это же касается и иностранных инвесторов.
По данным «Эксперт-РА» рейтинг инвестиционной привлекательности Хабаровского края в последние годы растет. Так, за период 1999 - 2003 гг. из класса регионов с «пониженным потенциалом и высоким риском» край перешел в класс со «средним потенциалом и умеренным риском», что позволило ему занять лидирующее положение среди дальневосточных регионов.
Значительно улучшилось положение края в рейтинговой системе оценок по трудовому, потребительскому и институциональному потенциалам. Эти показатели свидетельствуют о росте квалификации рабочей силы, уровня образования, доходов населения, розничного товарооборота, числа совместных и малых предприятий, финансовых учреждений и страховых компаний.
Доля г. Хабаровска в инвестиционном процессе края увеличивается. За 2000-2005 гг. она выросла с 51,1 до 55,1%. Экспертный опрос руководителей предприятий производственной сферы города показал положительную динамику инвестиций. Особенно это касается промышленности, транспорта и строительства. Инвестиции использовались преимущественно для приобретения и модернизации оборудования (76,9 и 41,0%), развития рекламной деятельности (39,7%), информационного обеспечения предприятия (30,8%), создания и расширения новых производственных площадей (29,5%), покупки программных продуктов (28,2%) и др. Важно, что в числе объектов инвестирования растет значимость рекламы и информационных продуктов.
Что касается инвестиционных ресурсов, то здесь традиционно превалируют прибыль, амортизация и кредиты банков, хотя доля двух последних за период 2002 - 2004 гг. снизилась. Наблюдается более активное вовлечение в инвестиционных процесс заемных средств других организаций и лизинговых компаний.
Наиболее высокую значимость в повышении инвестиционной активности предприятий г. Хабаровска получили проблемы федерального уровня, среди которых - высокие налоги и стоимость банковских кредитов, неустойчивое законодательство, неразвитость фондового рынка и высокая коррупция в государственных органах власти.
В региональных проблемах главенствуют высокие издержки производства и низкая платежеспособность населения, узость регионального рынка и дефицит высококвалифицированных рабочих, неразвитость производственной и инвестиционной инфраструктуры. Что касается собственно предприятий, то здесь наиболее остры проблемы ограниченности рынков сбыта, низкая эффективность производства, сильная изношенность основных производственных фондов.
Оценка основных концептуальных положений активизации
инвестиционной деятельности на предприятия» г. Хабаровска
В числе концептуальных положений повышения инвестиционной активности предприятий г. Хабаровска эксперты видят: повышение эффективности собственного производства; снижение налогов; усиление государственной поддержки субъектов инвестиционного процесса (замедление темпов роста энергетических тарифов, развитие системы гарантий по кредитам, предоставление льготных займов и др.); развитие инфраструктуры и благоприятной бизнес - среды; информационное обеспечение бизнеса; снижение административного давления на бизнес; доступность приобретения земельных участков в собственность; приемлемые тарифы на аренду помещений краевой и муниципальной собственности и др.
Таким образом, основной целью городской инвестиционной политики является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, на основе которых возможен рост инвестиционного потенциала города. Для этого необходимо:
привлечение внебюджетных инвестиций в экономику города
разработка комплекса организационно-экономических мер увязывающих интересы государства, региона, края, города, инвесторов, потребителей и производителей продукции;
создание общегородской информационной системы по инвестиционной деятельности, формирование перечня высоко-аффективных проектов, доступ потенциальных инвесторов достоверным информационным ресурсам, необходимым для разработки инвестиционных проектов и получения кредитов;
привлечение внебюджетных инвестиций в экономику города, разработка комплекса организационно-экономических мер, увязывающих интересы государства, региона, края, города, инвесторов, потребителей и производителей продукции;
создание общегородской информационной системы по инвестиционной деятельности, формирование перечня высокоэффективных проектов, доступ потенциальных инвесторов достоверным информационным ресурсам, необходимым для разработки инвестиционных проектов и получения кредитов;
создание условий для формирования сети, как муниципальных, так и частных организаций, оказывающих услуги но девелопменту (поиску экономического эффективного проекта, обеспечению правовых возможностей для их реализации, согласование проекта с органами государственной власти, разработке механизмов финансирования проектов и возврата привлекаемых средств, поиску и отбору подрядчиков и финансированию их деятельности и др.):
разработка системы землепользования, совершенствование нормативно-правовой базы в направлении создания условий для активного привлечения внешних финансовых источников за счет правовых гарантий на соответствующее использование земли, увеличение сроков владения земельными участками, сокращение сроков получения согласований и разрешений на проведение инвестиционно-строительной деятельности;
обеспечение условий реализации инвестиционных проектов