Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


Базой для достижения основной цели стратегического плана - создание условий для стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации - является эффективная мобильная, ориентированная на внешний и внутренний рынок экономика, которая характеризуется расширенным воспроизводством, созданием новых продуктов и услуг, постоянным повышением производительности труда. Одним из управленческих механизмов реализации стратегического плана является программно-целевое планирование, а инструментом - комплексные целевые программы.

Действующие в настоящее время муниципальные целевые программы (концепции, мероприятия, основные направления развития) охватывают широкий спектр городских проблем, требующих приоритетного решения и первоочередного финансирования. Городское коммунальное хозяйство, градостроительный комплекс, дорожное хозяйство, пассажирский транспорт, сферы культуры, здравоохранения, образования и спорта, а также система социальной защиты населения поддерживаются в дееспособном состоянии в соответствии с выполнением программных мероприятий. Однако основная часть из них носит текущий, повседневный характер, слабо отражает стратегические цели развития города на ближайшую перспективу. Не умаляя значение действующих программ, их насущную необходимость и в, большинстве случаев, определенную эффективность, при формировании нового комплекса целевых программ следует опираться на стратегию, вытекающую из концепции стратегического плана развития г. Хабаровска на период до 2020 г.

Для реализации главных стратегических направлений в качестве приоритетных предлагаются следующие комплексные целевые программы развития:

Постоянное население

     Разработка форм и механизмов, обоснование финансовых источников, обеспечивающих создание в г. Хабаровске постоянного населения на основе укоренения местных жителей, переселение и создания комфортных условий жизни мигрантам из северных районов Дальнего Востока и соотечественникам из ближнего зарубежья.

Доступное жильё

     Снижение темпов роста стоимости жилья на основе его опережающего предложения, использования рыночных механизмов и государственно-частного партнерства, разнообразных типов домостроения и форм государственной поддержки, инноваций в строительстве и промышленности строительных материалов, иностранного капитала и рабочей силы.

Здоровье

     Создание новой организационной модели здравоохранения г. Хабаровска, охватывающей единым комплексным лечебно-профилактическим процессом все стадии медицинского обслуживания пациентов в амбулаторно-поликлинической сети, на дому, в диагностическом центре, специализированном диспансере, полустационаре, стационаре и санатории в увязке со стратегическим развитие города и края. Развитие массового спорта, повышение доступности его для молодежи, укрепление материально-технической базы, поддержка традиционных хабаровских спортивных школ по индивидуальным видам спорта.

Экологическая безопасность

Формирование нового менталитета хабаровчан в области охраны природы и природопользования, повышение их требовательности к чистой экологической среде, переход от планового снижения отдельных показателей загрязнений и контроля исполнения природоохранных мероприятий к управлению состоянием окружающей среды с использованием информационно-аналитических систем социального, экономического, экологического и гигиенического мониторинга.

Духовно-нравственное развитие

Формирование нормативно-правовой базы духовно-нравственного развития, консолидация и координация действий всех субъектов этого процесса, воспитание и просвещение жителей города, охватывающие культуру, образование, патриотическое, эстетическое, религиозное воспитание горожан, многообразные просветительские формы и программы; забота о комфортности, красоте среды проживания, создание современной инфраструктуры досуга, расширение его «ассортимента» с учётом потребностей всех возрастных и социальных групп населения.

Правопорядок

Разработка системы мер экономического, технического, социального, политического и иного характера, обеспечивающих безопасность жизни хабаровчан на основе инновационных достижений, возрождения ранее существовавших форм и механизмов охраны правопорядка и воспитания подрастающего поколения, мобилизации общественности на борьбу со средствами массовой информации, пропагандирующих насилие и распущенность.

Образование

Повышение качества и доступности образования по всей его цепочке на основе формирования авторитета и престижности педагогических кадров, развития материально-технической базы, использования инновационных технологий, вовлечения в образовательный процесс учёных и специалистов ,академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, обеспечивающих конкурентоспособность и соответствие образования высшим мировым стандартам. Разработка системы мер по созданию на базе высших учебных заведений города регионального образовательного центра с широким набором специальностей и использованием новых технологий и принципов организации учебного процесса.

Наука

Разработка правовых, организационных и экономических механизмов концентрации ресурсов на прорывных научных направлениях, повышение авторитета и престижности научной деятельности, расширенное воспроизводство кадрового потенциала, формирование условий для развития творческого мышления по всей образовательной цепочке, обновление материально-технической и приборной базы научных учреждений, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки, стимулирование ее включение в решение важнейших городских и краевых проблем.

Инновации

Формирование инновационной среды, направленной на создание условий для разработки инновационных продуктов, их коммерциализации и превращения в устойчивый источник экономического роста, повышающий конкурентоспособность хозяйственного комплекса города. Разработка финансовых и организационно - экономических механизмов внедрения в производство энергосберегающих технологий, комплексного использования природных ресурсов для получения продукции с высокой добавленной стоимостью, пользующейся спросом не только на внутреннем, но и внешнем рынках, новых видов импортозамещающих изделий, в частности, строительных материалов и конструкций, утилизации промышленных и бытовых отходов и др.

Транспортная логистика

Разработка системы мер, позволяющих перейти в развитии транспортного комплекса юга Дальнего Востока к логистической концепции, преодолевающей разобщенность различных видов транспорта. Обоснование формирования на базе г. Хабаровска мультимодальнго транспортно - логистического узла, позволяющего существенно повысить эффективность перевозок за счет оптимизации использования транспортных средств и инфраструктуры, обеспечения высокого качества контроля за прохождением грузов и их сохранностью, применения новых транспортно - логистических технологий, развития конкуренции между отечественными и иностранными перевозчиками, что, в конечном счете, положительно скажется на издержках и конкурентоспособности региональной экономики.

Информатизация

Формирование информационного общества как качественно новой характеристики социальной организации жизни, функционирования власти и бизнеса. Включает систему мер, по повышению доступности информационных технологий для жителей и организаций города, обучению населения пользованию ими, формированию соответствующей инфраструктуры. Обеспечит непосредственное участие граждан в самоуправлении, улучшение взаимодействия муниципальной власти и общества, путём установления интерактивной связи между властью и гражданами, проведения различного рода голосований, опросов, конкурсов, своевременного определения неудовлетворённых потребностей людей и нерешённых проблем, учёта обращений граждан, жалоб, критических замечаний и предложений.

Культура

Сфера культуры в программе должна рассматриваться не только как производительница и хранительница культурных ценностей, но и как важный сектор городской экономики, обеспечивающий рост образования, занятости и развития наукоёмких отраслей. Системой мер необходимо предусмотреть разработку механизмов по формированию имиджа г. Хабаровска как центра культуры Дальнего Востока, сбережению и восполнению культурного наследия, национальных языков и литературы, значимых традиции, памятников и фольклора, народного творчества, промыслов и ремесел, предоставлению учреждениям культуры и искусства большей самостоятельности в поиске и привлечения финансовых источников, развитию новых форм культурной деятельности, поддержке одаренных детей в школах искусства, создания фонда поддержки молодых талантов, расширению доступа горожан к культурным ценностям и благам, произведениям профессионального искусства, дополнительному художественному образованию, предметам музейных и библиотечных фондов, архивным документам и информации в сфере культуры, создание на острове Большой Уссурийский культурно-рекреационной зоны с этнопарком и другими музеями по открытым небом, освещающими историю освоения Дальнего Востока, культуру малочисленных народов Севера.

Промышленность

Программа развития промышленности должна базироваться на принципах экономики инновационного спроса и основываться на позитивных тенденциях, формирующихся по воздействием реализации всех выше перечисленных целевых программ. В рассматриваемой перспективе она остается важнейшей бюджетообразующей базой города, устойчивой сферой притяжения и закрепления населения. Новое качество получат энергетика, промышленность строительных материалов, топливная, пищевая, деревообрабатывающая и судостроительная отрасли, машиноремонт и сборочные производства. Усилится региональная роль машиностроения как отрасли тесно взаимодействующей с отраслями специализации Дальнего Востока. Прохождение нефте - и газопровода позволит рассматривать возможности формирования в городе новых секторов экономики.

Предпринимательство

Наиболее динамично развивающаяся сфера экономики г. Хабаровска требует качественных изменений. Система мер должна предусматривать, с одной стороны, сокращение государственных барьерных функций в отношении бизнеса, передачу многих из них саморегулируемым общественным отраслевым объединениям, с другой, - повышение цивилизованности предпринимательства, сокращение теневого оборота. Необходимо совершенствование системы защиты прав потребителей посредством создания общественных организаций, качественного улучшения работы судов как гаранта добросовестной работы предпринимателей.

Развитие туризма

Целью программы является усиление инвестиционной привлекательности города и укрепление его имиджа. В программе должны содержаться меры по формированию и развитию туристической и культурно-развлекательной инфраструктуры. Первоочередное внимание должно быть направлено на поддержку и развитие внутреннего и въездного туризма, расширение услуг отрасли, использующих природно-экологическую направленность и самобытность природы Хабаровского края. Экологический, этнографический и экстремальный туризм, а также спортивные и приключенческие туры могут существенно повысить привлекательность этой сферы экономики для иностранных и российских инвестиций. Важное место в программе необходимо отвести развитию гостиничного хозяйства, транспортных портов города, совершенствованию предоставляемых ими услуг.

Гражданское общество

Главная категория здесь - «локальный социум», вне зависимости от характера и направления его деятельности. Однако в условиях, когда он ещё не состоялся как целостная система и находится в стадии становления, особенно актуально формирование гражданского общества г. Хабаровска, структуризация его по интересам и функциям. Только в этом случае можно ожидать успешной реализации стратегического плана развития г. Хабаровска.


Помимо достижения конкретных целей, определенных для каждой комплексной целевой программы, их разработка должна обеспечить создание единой нормативной базы, формирование системы межотраслевой координации, совершенствование методов управления, рациональное использование материальных ресурсов, оптимальное использование интеллектуального потенциала хабаровчан, рост активности и инициативы населения, развитие системы стратегического партнерства. Технология разработки конкретных программ и механизмов контроля процессов их выполнения должны выполняться на основе инжиниринговых подходов и соответствовать методикам технико-экономического обоснования проектируемых систем, принятым в Российской Федерации.

При разработке годовых планов социально-экономического развития, которые служат основой для разработки бюджета города, в них должны включаться мероприятия, связанные с решением задач стратегического плана устойчивого развития г. Хабаровска и мероприятия, необходимые для реализации комплексных целевых программ. На этапе реализации стратегии необходимо создание механизма активного участия жителей г. Хабаровска в инициировании новых интересных проектов.

Программно-целевое планирование может стать действенным механизмом реализации стратегического плана развития г. Хабаровска, если акцент будет сделан на «точках роста». В экономике развитие традиционных отраслей должно базироваться на инновационном подходе, что позволит достичь конкурентоспособности в производстве, высокого профессионализма в кадрах и достойной заработной платы. Закрепление населения требует строительства доступного жилья, благоприятной экологии, качественного здравоохранения и образования. Скрепляющим материалом всех целевых программ должна стать гражданская активность жителей г. Хабаровска, объединенных во множество общественных организаций, тесно работающих с властью и бизнесом.


7.5. Совершенствование муниципального управления