Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


Жилищный фонд г. Хабаровска составляет 11,4 млн.м2. Доля частного сектора неуклонно растет и в настоящее время превысила 60%. За последние пять лет введено в действие жилья общей площадью 479,3 тыс. м2. В среднем за год прирост составил более 95 тыс. м2 , или 0,2 м2 на одного человека, что соответствует среднероссийскому значению. На одного жителя г. Хабаровска в 2004 г. приходилось 19,7 м2 общей площади жилья, что находится, примерно, на краевом уровне, но уступает среднероссийскому показателю (20,5 м2).


Оценки экспертами и жителями основных факторов завышения стоимости жилья
в г. Хабаровске, %


Вместе с тем, жилищная проблема приобретает для жителей особую остроту. Так социологические исследования показали, что повышение комфортности проживания в городе 49,8% респондентов видят в росте доступности жилья. Решение жилищной проблемы в качестве первоочередной цели на ближайшие 10 лет ставят 77,0% опрошенных. В числе трёх главных причин, негативно сказывающихся на жизни детей, также отмечено отсутствие собственного жилья (49,3%). С этим же связана и невозможность иметь двух детей и более (79,0%). Для жителей г Хабаровска в возрасте 25-34 года это проблема высшего ранга, В то же время приобрести самостоятельно квартиру не способно подавляющее большинство населения. Предпочтительным механизмом является долевое участие в строительстве, но и оно возможно лишь малой части из них. Оплатить стоимость квартиры за 2-3 года под силу лишь зажиточному населению. На собственные накопления надеется 31,6% нуждающихся в улучшении жилищных условий хабаровчан.

Потребность в улучшении жилья испытывают почти 80% жителей г. Хабаровска. Наибольший спрос - на двух- и трёхкомнатные квартиры.

При опросе, в качестве главных причин недоступности жилья эксперты и респонденты отметили его высокую стоимость, которая, по их оценкам, завышена, как минимум, в 1,5 раза. В качестве основных факторов эксперты и респонденты отметили высокую себестоимость строительства, завышенную прибыльность строительных организаций, недостаток предложения.

Ключевую проблему жилищного строительства в г. Хабаровске можно сформулировать как усиливающееся противоречие между низкими среднемесячными доходами жителей и высокой стоимостью 1м2 жилья. Последняя не только в разы выше доходов, но и динамика её имеет более крутую траекторию. Это порождает низкую доступность жилья для основной нуждающейся в нем массы хабаровчан.


Разрешение этого противоречия возможно только за счет снижения темпов роста стоимости жилья, что, в свою очередь, требует резкого наращивание его предложения. Качественные преобразования должны затронуть не только собственно строительный комплекс г. Хабаровска (развитие конкуренции, техническое перевооружение, внедрение новых технологий и конструкций), но и его взаимоотношения с государственными и муниципальными органами власти (антимонопольная деятельность, государственно-частное партнерство, национальные проекты, противозатратная политика, поддержка населения в приобретении жилья и др.). Инфраструктурное (инженерное) обустройство площадок (строительство дорог, подведение различных коммуникаций и др.) главный стимул для развития домостроения. Принципы партнерства позволяют совместить интересы и функции бизнеса и федеральных, краевых органов власти, а также муниципалитета, создать возможности для более широкого привлечения коммерческих организаций в строительный бизнес.

Предложение на первичном рынке жилья должно быть предельно диверсифицировано, учитывать весь спектр запросов жителей города, современные подходы и технологии формирования и обустройства селитебной территории, включая формирование наряду с уникальными градоформирующими зданиями локальных жилых комплексов коттеджного типа.

Генеральным планом развития г. Хабаровска предусматривает строительство целых районов малоэтажной застройки с развитой инфраструктурой, транспортом, социальными объектами. Предусматривается сохранение и развитие усадебной застройки в отдаленных районах города, строительство малоэтажных домов коттеджного типа в зонах природного каркаса, перевод садоводств, расположенных в городской черте, в полноценные малоэтажные жилые образования с инженерной инфраструктурой. Средне и многоэтажными домами планируется завершение застройки уже существующих площадок в черте города и формирование новых жилых комплексов и районов.

Развитие жилищного строительства в г. Хабаровске необходимо рассматривать в контексте геостратегических интересов России на Дальнем Востоке. Задача необходимости формирования здесь мощного и диверсифицированного социохозяйственного пояса должна получить поддержку Правительства России, а в связи с этим потребуется создание условий комфортного и безопасного проживания здесь дальневосточников и возможных переселенцев с других регионов страны, соотечественников из зарубежья.

Возможности для этого имеются. Так, в качестве конкурентных преимуществ при SWOT-анализе эксперты отметили наличие свободных территорий для жилищного строительства, имеющийся опыт строительства разнообразных типов жилья. Хабаровский край становится пилотным в реализации национального проекта «Жилище».




В качестве главных угроз эксперты обратили внимание на растущую социальную напряженность среди жителей города в связи со старением жилого фонда построек 60-70 гг., изношенности инженерных коммуникаций. Поэтому первоочередного решения требует создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, увеличение жилищного фонда города и развитие многообразия механизмов приобретения жилья, включая государственную поддержку, обеспечивающую доступность жилья для граждан и комфортные условия проживания. Новым генеральным планом также планируется реконструкция сохраняемого жилого фонда («хрущевок»), обновление и благоустройство жилых кварталов и комплексов в исторической зоне.

Для существенного наращивания жилищного строительства и повышения доступности жилья необходимо шире использовать возможности Федеральной программы «Дальний Восток и Забайкалье», Федеральной целевой программы «Жилище», Федерального закона «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Годовое строительство жилья необходимо увеличить к 2020 г. в 6,4 раза или до 1 млн. м2. Для этого следует:

разработать программу перспективной застройки г. Хабаровска, с выделением наиболее оптимальных территорий и включением в неё всех заинтересованных сторон и хозяйствующих субъектов (местные администрации, банки, негосударственные пенсионные фонды, страховые и лизинговые компании, паевые и финансовые фонды, строительные и производственные предприятия, гражданское общество, финансовые и трудовые ресурсы которых являются источником финансирования);

максимально использовать возможности национальных проектов, в частности «Жилище», формируя все необходимые для этого условия;

разработать систему конкурентного привлечения заказчиков-застройщиков к жилищному строительству, максимально расширив количество земельных участков и упростив процедуру их получения:

развивать в строительстве государственно-частное партнёрство, при котором государство и муниципалитет берут на себя обязательства по решению организационно-правовых проблем (выделение и оформление земли, содействие инфраструктурному обустройству территории и др.), а частные компании осуществляют застройку и реализацию жилья по приемлемым для населения ценам и на согласованных с государством и муниципалитетом условиях;

стимулировать развитие компаний - девелоперов, финансирующих все процедуры и этапы но подготовке земельных участков к строительству жилья;

развивать механизмы кредитования застройщиков жилья;

развивать разнообразные формы жилищного строительства (малоэтажное, высотное, элитное, эконом-класса, мансардовое и др.) с юридическим обеспечением, привлечением новых технологий и строительных материалов из местного сырья;

содействовать внедрению и развитию различных механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе с применением разнообразных форм государственной поддержки, разработать и реализовать программы строительства жилья для молодых семей, дифференцируя условия ипотечного кредитования в зависимости от количества детей, социальною жилья для малоимущих горожан и других категорий горожан, не имеющих возможности самостоятельно решать жилищные проблемы;

разработать противоазартную политику в жилищном строительстве, формируя конкурентную среду и оптимизируя распределение затрат на создание инженерной инфраструктуры между застройщиками, организациями - сетедержателями и городской администрацией;

снять излишние ограничения для привлечения иностранных компаний, капитала и рабочих в строительный бизнес, облегчить доступ предпринимателей к строительству жилья: