В настоящее время профессиональные знания и навыки становятся одним из самых востребованных и экономически эффективных товаров. Рынок образовательных услуг, особенно, в высшей школе растет высокими темпами. Усиливается конкуренция и между отдельными учебными заведениями, городами, где накоплен значительный научно-образовательный потенциал. Вместе с тем, высшая школа развивается без учета потребностей общества и экономики. Из-за этого она пока не может производить конкурентоспособный продукт. Ситуация усугубляется отсутствием аттестации по международным стандартам. Выпускники вузов не способны применить полученные знания на практике. Зачастую они не владеют современным профессиональным инструментарием, обучены по устаревшим технологиям.
Хабаровск является крупным центром высшего и среднего специального образования. Здесь функционирует 17 высших учебных заведений (10 государственных и 7 негосударственных), а также 7 филиалов вузов из других регионов России. Профессорско-преподавательский состава - 3322 чел., в том числе 235 докторов и 1402 кандидатов наук. В 2005 - 2006 гг. учебном году в вузах Хабаровска обучалось 75,4 тыс. студентов. В 16 техникумах и колледжах получали среднее специальное образование 17,5 тыс. чел.
Ни один десяток лет подготовка квалифицированных кадров ведется для других регионов Дальнего Востока. В 2005 г. работали 7 представительств и филиалов вузов в Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской и Читинской областях, где обучалось 10,7 тыс. чел.
В последние годы в вузах г. Хабаровска появились иностранные студенты и количество их растет: 2003 г. - 371; 2004 г. - 416; 2005 г. - 444 чел. В основном это граждане Китая и Республики Корея.
Вузами города заключено порядка 100 соглашения и протоколов с иностранными учебными и научными учреждениями о международном сотрудничестве, в рамках которых осуществляются совместные научные исследования, проводятся конференций, обмен преподавателями, аспирантами и студентами.
Мощный потенциал, накопленный г. Хабаровском в области высшего и среднего профессионального образования, опыт работы в других регионах Дальнего Востока в сочетании со статусом дальневосточной столицы является важным основанием рассматривать его в качестве регионального образовательного центра. Прежде всего, это касается высшего образования. Она должна включать в себя университеты и академии, специализирующиеся по подготовке квалифицированных специалистов-прикладников для работы на территории всего Дальнего Востока, а также систему центров послевузовского образования и подготовке аналитиков высокого класса, востребованных как в корпоративных, так и во властных и законодательных структурах региона.
Важным началом в решении этой проблемы стало создание Тихоокеанского государственного университета «классического профиля», который должен стать вершиной образовательной пирамиды г. Хабаровска. Учитывая наличие в городе достаточно диверсифицированной структуры профессиональной подготовки, реальную структуру потребностей дальневосточного рынка труда, а также наличие авторитетных центров традиционного университетского образования в других восточных регионах России, ориентация была сделана на инновационную компоненту. Она органично сочетается с классическим образованием в области технических, общественных и гуманитарных наук. Важнейшим условием развития университета является включение в этот проект интеллектуального потенциала и организационно-материальных ресурсов академических и отраслевых НИИ, проектных институтов города.
В настоящее время в России происходит реформирование системы образования: предлагаются новые содержание и подходы; в среде участников образовательного процесса формируются новые отношения и образовательный менталитет. Вузы г. Хабаровска являются активными участниками этого процесса.
Наличие огромной территории с редким населением, большого процента «мобильных групп» требует применения новых более эффективных образовательных технологий, использующих информационные сети. На передний план выступают инновационное образование, основанное на интеграции наиболее современных и эффективных технологий образования с интенсивной научно - исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с обучением и потребностями экономики. В системе образования г. Хабаровска сосредоточен кадровый и ресурсный потенциал, способный заложить основу единой информационной среды региона.
В настоящее время Тихоокеанский государственный университет является головным вузом по выполнению проекта создания сети ресурсных центров Дальневосточного федерального округа в рамках федеральной целевой программы развития Единой образовательной информационной сети (ЕОИС).
Организация обмена информацией между локальными ресурсными центрами на основе оптиковолоконных каналов связи позволит дать импульс дальнейшего развития вузам, находящихся в отдаленных территориях (Магадан, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский), осуществить интеграцию информационной образовательной среды в образовательное пространство Японии, Республики Корея, Китая. Это позволит внедрить новые наукоемкие образовательные технологии в процессы научных исследований, образования, воспитания, процесс управления вузом, расширит применение дистанционных ТВ и сетевых технологий обучения.
Развитие системы открытого образования предполагает: анализ и изучение опыта дистанционного обучения, выявление перспективных проектов; создание и применение сетевых версий, в том числе для применения на базе Internet; внедрение в различных образовательных процессах технологий системы открытого образования; организацию сетевого удаленного доступа к уникальному лабораторному оборудованию и разработку виртуальных лабораторных практикумов в системе открытого инженерного образования. Необходима подготовка кадров по этим направлениям: теоретические основы инноватики; локальные, корпоративные и глобальные сети и обучающие среды; технологии изготовления электронных учебников и методических пособий; технологии дистанционного эксперимента и виртуальных лабораторных комплексов.
Единая информационная среда выводит на новый уровень вопрос межвузского взаимодействия, в рамках которой окажется возможным проведение межвузовских олимпиад по дисциплинам, конкурсов студенческих научно-методических работ, конференций, издание студенческих научных журналов и др.
Внедрение в процесс обучения инновационных высокоэффективных многофункциональных, информационноемких технологий, обобщение современных технологий получения научных продуктов и их адаптация для образовательных систем с учетом создаваемых новых технических и информационных средств приведет к актуализации содержания и методов обучения, повышению эффективности индивидуальной творческой работы студентов, внедрению в учебный процесс новых современных наукоемких технологий и обеспечит новое содержание и качество высшего образования.
Поскольку в Хабаровске сложилась мощная образовательная система, для сохранения и дальнейшего развития которой бюджетного финансирования не хватает, целее сообразно развивать систему получения профессионального образования на платной основе и ориентировать на привлечение в город средств других регионов, а также иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья.
Для усиления региональной роли г. Хабаровска в высшем и среднем специальном образовании Дальнего Востока необходимо:
совершенствование содержания и технологий образования: внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста: введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования, адекватных мировым тенденциям и потребностям регионального рынка труда и личности: внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг: совершенствование системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия реальной экономике; совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров для повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования;
повышение эффективности управления: внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях повышения их открытости и инвестиционной привлекательности развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиление их ответственности за конечные результаты деятельности, повышение результативности и прозрачности финансовой сферы образования; совершенствование информационного обмена и распространения эффективных решений между образовательными учреждениями:
содействие в формировании портфеля заказов на специалистов не только Хабаровского края, но и других регионов Дальнего Востока, установлению и поддержанию международных и межрегиональных контактов элементов образовательного комплекса, проведению конференций, симпозиумов, презентаций, направленных на усиление роли и значения научно-образовательного комплекса города в регионе:
отстаивание интересов и преимуществ научно-образовательного комплекса города в федеральных органах власти, а также в международных формальных и неформальных структурах.
осуществление мониторинга спроса на получение профессионального высшего и среднего специального образования иностранными и иногородними гражданами, создание при совете ректоров Хабаровска центра маркетинга образовательных услуг с целью изучения потребностей в образовании и продвижения на рынок Дальнего Востока, России и других стран услуг хабаровских учебных заведений;
разработка на конкурсной основе и реализация проекта использования образовательного потенциала для предоставления платного образования жителям других регионов и стран на основе дистанционных учебных технологий;
активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей развития Хабаровска как центра образования регионального и мирового уровня;
развитие участия высших учебных заведений города в международной деятельности Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования;
выступление с законодательной инициативой и в установленном порядке требование от Думы Хабаровского края принятия Законов, обеспечивающих режим благоприятствования для инновационной деятельности образовательных учреждений, способствующей повышению конкурентоспособности образовательного пространства города на мировом и региональном рынке образовательных услуг:
формирование благоприятной инновационной обстановки для появления и распространения образовательных инициатив, особенно технологий интенсификации получения образования и повышения его качества, которые должны рассматриваться как важнейшее достояние и ресурс города;
создание на базе высших учебных заведений и других организаций целостной системы переподготовки кадров по управлению проектами, управлению качеством, сертификации продукции, финансовому менеджменту, патентному праву, механизмам трансферта технологий, программ поддержки обучения (переподготовки) специалистов в сфере интеллектуальной собственности (инновационные менеджеры, патентоведы, оценщики) для регионов Дальнего Востока:
организация целевой подготовки кадров высшими и средними профессиональными учебными заведениями для растущих инновационных производств, в том числе с использованием механизма госзаказа дальневосточных регионов;