Транспортная инфраструктура города - один из наиболее важных факторов, оказывающих существенное влияние на доходность городской земли, интенсивность застройки территорий, экологическое состояние среды и, в конечном счете, на комфортность и безопасность проживания населения.
В связи со значительным ростом автомобилизации населения во много раз возросла интенсивность движения на магистральных улицах г. Хабаровска. Существующие городские транспортные сети исчерпали свою пропускную способность. Связи между северными и южными районами города осуществляются через центральный район, в котором сложилась узкая сетка улиц. Потоки грузового транспорта не имеют относительно городской застройки обходных путей. Ввод в эксплуатацию федеральной автодороги «Чита - Находка» увеличит транзитный поток, еще более снизив пропускную способность существующих городских связей. Данное обстоятельство будет отрицательно влиять на организацию городского транспорта. Поэтому транспортная сеть города должна быть преобразована в двухканальную систему, исходя из функционального предназначения ее структурных элементов. Одни транспортные связи служат задачам развития городских территорий, другие - для быстрого преодоления расстояний в пределах города. Они являются взаимоисключающими, поэтому все улицы города должны быть дифференцированы, в зависимости от тех задач, решению которых они служат.
Соответственно, и мероприятия дорожного строительства для улиц с разными функциями кардинально отличаются. Для развития территорий, которые приносят доход, необходимы мероприятия по созданию максимально частой сетки улиц на территориях городских ядер, четких связей с центральным ядром всех иных развивающихся ядер, достаточного количество парковочных мест для легкового транспорта, обеспечению снижения скорости движения транспорта, насыщению всевозможными видами общественного транспорта, созданию системы площадей. Это все те мероприятия, которые обеспечивают максимальный приток людей к каждому объекту, расположенному на градостроительно ценной территории.
Для обеспечения скоростного преодоления расстояний необходимы мероприятия, обеспечивающие исключение помех для свободного движения транспорта: строительство развязок в разных уровнях; сокращение низкоскоростного общественного транспорта; уменьшение количества пересечений улиц (они осуществляются с магистральными улицами городского значения, а примыкание улиц иных категорий допускаются не иначе как с местных проездов, создаваемых вдоль основных скоростных трасс) и др.
Для такой дифференцированной работы улично-дорожной сети генпланом Хабаровска предусмотрена радиально-кольцевая транспортная структура города, где все радиальные выпуски из центра обеспечивают развитие и разрастание ценных городских территорий. Магистральная дорога скоростного движения (север-юг) и кольцевые магистрали служат задачам быстрого преодоления расстояний. Они позволят объединить в единое целое общегородской центр, жилые районы, промышленные и транспортные узлы города. Главной планировочной осью останется основная ландшафтно-планировочная ось - река Амур.
В соответствии с генеральным планом, это позволит: провести реконструкцию существующих улиц и дорог, зарезервировать коридоры под сеть общегородских магистральных улиц в селитебной зоне, создать сети пешеходных зон, осуществить строительство в центральной части города, в зонах общегородского центра сети паркингов для хранения автотранспорта, увеличить территории гаражей и автостоянок для решения проблемы хранения личного автотранспорта, построить комплекс автосервисных услуг.
Необходима разработка дифференцированной структуры уличных сетей: магистральных дорог скоростного движения, общегородских магистральных улиц, магистральных улиц районного значения, местных улиц и дорог, дорог промышленных и коммунально-складских районов, улиц в жилой застройке.
Существенное улучшение транспортного сообщения будет обеспечено за счет: прокладки магистральных улиц для обеспечения устойчивых транспортных связей отдаленных районов города с общегородским центром; создания транспортных колец; повышения пропускной способности улиц; создания новых улиц и транспортных развязок; выноса за пределы города транзитного транспорта и основных потоков грузового городского транспорта на дороги, проходящие периферийно по отношению к жилой застройке.
Продолжится работа по строительству транспортных развязок, путепроводов через главные пути железнодорожной магистрали, подземных пешеходных переходов. Городской общественный транспорт соединит все строящиеся и будущие жилые и промышленные районы с центром города.
В связи с продолжающимся ростом индивидуального легкового автотранспорта будет решаться проблема его хранения. В районах новой капитальной застройки предполагается строительство встроенных в дома стоянок, многоэтажных стоянок манежного типа, а также использование рельефа для строительства гаражей боксового типа.
В целях улучшения транспортной ситуации, распределения транспортных потоков и снятия нагрузки с транспортных магистралей на подъезде к центральной части города генеральным планом предполагается: исключение размещения в центре города крупных предприятий, связанных с тяготением к ним автотранспорта, и, по возможности, обеспечение выноса существующих; размещение крупных торговых точек - гипермаркетов в периферийных районах для отвлечения покупателей от центра; запрет въезда грузовых машин на территорию центра (кроме как по специальному разрешению); создание складов товаров и продовольствия, необходимых для центра, за границами центра с доставкой товаров со складов к предприятиям центра на пикапах, преимущественно в ночное время; организация вывоза отходов в ночное время; максимальное изъятие из центра автобусных маршрутов, ухудшающих экологическую среду; сохранение в центре только экологически чистых видов транспорта - трамваев, троллейбусов и незначительного количества автобусов большой вместимостью; создание пешеходных зон с использованием улиц и с бульваров.
Для хозяйственного освоения российской части острова Большой Уссурийский необходимо строительство автомобильного моста в районе Осиной речки. Создание на острове комплексной рекреационной зоны требует перекладки канатной дороги, соединения центра города и северную оконечность острова.
Стратегия развития городского пассажирского транспорта (ГПТ) должна обеспечить существенное повышение его качества. С точки зрения пассажира он должен восприниматься как надежная и скоростная, легкая и удобная в использовании действующая по единым тарифам и правилам транспортная среда.
Как в строительстве, так и в эксплуатации общественный транспорт должен иметь абсолютный приоритет в городских пассажирских перевозках. Любой проект реконструкции улиц обязан в первую очередь обеспечивать улучшение условий для пассажиров общественного транспорта (обособленные полосы, выделенные трамвайные линии, удобные пересадки и др.).
В перспективе наибольшее развитие получит троллейбусный транспорт, имеющий преимущество перед автотранспортом, как наиболее экологически чистый. Основная его линия пройдет вдоль набережной в сторону Индустриального района.
Учитывая значительную протяженность обособленного трамвайного полотна (90% от его общей протяженности), необходимо создания на их основе скоростных линий. Это позволит существенно сократить время поездки из разных концов города.
Автобус следует развивать лишь на маршрутах с низким или неустойчивым пассажиропотоком, а так же на экспрессных безостановочных маршрутах, автомагистралях, где предусматривается движение электротранспорта.
Муниципальные предприятия городского пассажирского транспорта (ГПТ) находятся под влиянием нарастающей конкуренции со стороны стихийно действующих на маршрутах частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Необходимо создание устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей, экологически ориентированной системы городского пассажирского транспорта, отвечающего потребностям населения и доступного всем его слоям, включая малообеспеченные. Конкурентоспособность ГПТ будет определяться прежде всего уровнем качества его услуг и ценовой доступностью для основной массы населения. Появление множества операторов должно сопровождаться созданием равных, независимо от форм собственности, условий их функционирования.
Проведение реформы ГПТ требует реализации ряда принципов. Прежде всего, необходимо разделение управления системой ГПТ и непосредственного выполнения перевозок. Являясь собственником городской транспортной инфраструктуры и маршрутной сети, а также имея все необходимые закрепленные федеральным законодательством полномочия, городская администрации несет полную ответственность за организацию транспортного обслуживания. Местная власть сама выбирает модель реформирования, реализуя принцип конкурентности. Должно происходить постепенное выравнивание уровней транспортной обеспеченности города на основе единых социальных стандартов. Необходимы федеральная и региональная поддержка реформ (субсидии и гранты - в обмен на реформы), применение финансовых механизмов, ограничивающих использование личных автомобилей и стимулирующих развитие организованных перевозок.
Реформа ГПТ подкрепляется совершенствованием системы социальных мандатов, отказом от льгот, не подкрепленных финансированием, реализацией механизмов гарантированного финансирования сохраняемых льгот.
С ростом жизненного уровня населения меры по реформированию ГПТ должны сопровождаться развитием новых транспортных услуг повышенной комфортности.
Таким образом, для создания к 2020 г. в г. Хабаровске технологически - прогрессивной, социально и экономически эффективной, обеспечивающей комфорт жителей и гостей города устойчиво функционирующей системы городского пассажирского транспорта необходимо:
формирование дополнительных площадей, остановок общественного транспорта, подземных пешеходных переходов с объектами торговли и обслуживания:
насыщение магистралей общественным транспортом с максимально широким спектром маршрутов;
повышение пропускной способности улиц, поэтапное расширение магистралей:
строительство развязок в разных уровнях на примыкании к магистральной дороге скоростного движения всех магистральных улиц общегородского значения;
исключение непосредственного примыкания к магистральной дороге скоростного движения улиц иных категорий;
обеспечение скоростной транспортной связи районов города с центральным городским ядром, особенно, между железнодорожным вокзалом и аэропортом;
развитие парка транспортных средств муниципальных предприятий в соответствии с потребностями развивающегося рынка, проведение мероприятий по оптимизации маршрутной сети;