Успешная реализация стратегического плана развития г. Хабаровска возможна только при использовании ресурсов гражданского общества. В этой связи важное значение приобретают механизмы социального партнёрства. Они включают создание различных организационных структур, обеспечивающих взаимодействие население и власти: комиссии, комитеты, рабочие группы, ассоциации, общественные организации, движения; партнёрские соглашения; проекты и программы по деятельности разных субъектов партнёрства; конкурсы инициативных проектов местного сообщества и общественные экспертизы проектов; общественные слушания о ходе реализации стратегии; общественный мониторинг реализации стратегии; общественные акции в обеспечении реализации стратегии (выставки, зрелищные мероприятия и др.); информационное сопровождение партнёрства (публикации, информационные и PR-акции); повышение квалификации участников по вопросам партнёрства.
Как отмечалось выше, в стратегическом развитии наиболее важными группами, которые могут повлиять на его успешность, являются население, бизнес и власть. Социологические опросы жителей и работников администрации Хабаровска позволили сформулировать основные направления повышения активности населения в решении проблем развития города. Первые акцентировали внимание на более тесной связи администрации и населения (ежегодная отчетность перед населением, доступность оценки итогов работы администрации, наличие постоянной телефонной линии с Мэрией). Муниципальные работники видят перспективы в регулярности обсуждения в средствах массовой информации проблем и перспектив развития города, создании общественных организаций.
Решение задачи вовлечения общественности в разработку Стратегического плана города видится в направлениях:
создание институциональных условий объединения НКО в ассоциации и более крупные партнерства;
формирование механизмов повышения заинтересованности участия НКО в стратегическом планировании;
привлечение общественных организаций к обсуждению материалов стратегического планирования, создание соответствующего информационного поля, обеспечивающего свободный доступ отдельных людей и НКО к материалам Стратегического плана, процессу его реализации и мониторинга;
создание системы финансирования НКО посредством грантового участия и привлечения других источников;
обеспечение обратной связи с НКО.
Ведущим игроком на поле стратегического планирования является, безусловно, бизнес. В рамках стратегического развития эта группа в первую очередь должна «отвечать» за экономику, рост конкурентоспособности производства на основе новых отраслей, повышение производительности труда и доходов населения. Несмотря на сосредоточение в ее составе значительного творческого потенциала городского сообщества, разрозненность их действий и борьба за свои ниши на рынке противодействуют созданию общественных структур бизнеса и объединению их усилий на благо себе и городу.
Предпринимательские ассоциации, как форму представительства организованных интересов, отличает более или менее чёткое понимание функций и круга задач. За последние годы в г. Хабаровске наблюдается тенденция к образованию разного рода предпринимательских организаций и ассоциаций, объединяющих своих членов в зависимости от характера и размеров собственности и сферы деятельности.
Правительство Хабаровского края и администрация г. Хабаровска, понимая важность установления деловых партнерских отношений бизнеса и власти, важным направлением взаимодействия считает создание условий для развития профессиональных и общественных объединений, ассоциаций и союзов предпринимателей. Основной упор власть делает на взаимодействие с бизнес - сообществами, как наиболее эффективной форме осуществления обратной связи, и на развитие механизмов саморегулирования бизнеса.
Сложившиеся в Хабаровске в последние годы связи и формы взаимодействия власти и бизнеса дают положительные результаты в создании делового предпринимательского климата. Вместе с тем, бизнес и власть ещё не смогли в полной мере задействовать имеющиеся у них для этого возможности. Ранее проведенные исследования показали, что одним из концептуальных направлений развития предпринимательства является усиление роли отраслевых саморегулирующих общественных организаций. Претворяя это в жизнь, в 2005 г. принято Постановление Губернатора Хабаровского края «О взаимодействии органов государственной власти края и местного самоуправления с предпринимательскими структурами Хабаровского края». Оно определяет приоритеты направлений развития на ближайшие годы: содействие самоорганизации предпринимателей и бизнес - сообществ, усиление их роли в решении социально-экономических задач и в политической жизни края. Аналогичный документ следует принять и Администрации г. Хабаровска.
Отраслевым министерствам края, структурным подразделениям Правительства края и органам местного самоуправления этим Постановлением рекомендовано развивать взаимодействие власти и бизнеса через ассоциации, союзы и другие формы объединений предпринимателей, как по отраслевому, так и по территориальному признакам.
По результатам анализа деятельности общественных структур бизнеса можно констатировать, что основы для диалога бизнеса с властью и населением только-только заложены. Многие организации бизнеса не вышли за рамки своих узкокорпоративных задач. Им необходима налаженная система общественных связей с другими структурами бизнеса, властью, НКО, населением. Стратегическое управление неизбежно выводит отдельных представителей бизнеса за рамки своего дела, формируя бизнес - сообщества, возникающих как среда совместной деятельности для реализации общих целей и решения необходимых для этого задач. Это дает возможность развития не на основе конфронтации, а посредством взаимовыгодного сотрудничества.
Назрела насущная необходимость для бизнес - элиты входить в публичную политику и участвовать в формировании курса государства. И для осуществления этой задачи бизнес - сообществу совершенно необходимо формировать отлаженную систему собственных общественных связей.
Работа над стратегическим планом в г. Хабаровске показывает, что здесь есть две наиболее фундаментальные организационные задачи, без которых стратегическое планирование не может состояться как Проект социальной инновации. Во-первых, нужно существенно расширить перечень различных организаций, участвующих в стратегическом планировании. В противном случае будет потеряна значительная часть интеллектуальных и финансовых ресурсов городского сообщества, а разработанный план не будет в полной мере соответствовать потребностям населения, бизнеса и власти.
Решение этой задачи видится в таких направлениях как: использование Интернет - технологий, позволяющих привлечь население к стратегическому планированию, установление связи между НКО и бизнесом, властью, бизнесом и НКО; более активное привлечение прессы для распространения идей стратегического планирования; создание Дома общественных организаций, где многие инициативные жители города могут собраться и обсудить его проблемы; содействие процессам объединения организаций в ассоциации; поддержка активных самодостаточных НКО с помощью заказов бизнеса и грантов; организация учебных курсов в школах и вузах по проблематике стратегического планирования; организация совместной учебы лидеров общественных организаций, населения, бизнеса и власти.
Вторая фундаментальная организационная задача - это объединение усилий общественных организаций. В этом случае разноголосица во мнениях и представлениях о главных проблемах города, способах их решения выльется в действительно согласованные действия всех участников, что является первым необходимым условием появления синергетических эффектов.
Важным направлением повышения активности жителей г. Хабаровска в реализации стратегического плана является формирование конструктивного общественного мнения. И здесь свою роль должны сыграть средства массовой информации. Основными адресатами PR-сопровождения должны стать следующие группы населения, требующие взаимодействия в процессе работы:
внутренняя среда - население, администрация города, депутаты и политические движения, ученые, эксперты, потенциальные инвесторы, представители крупного и среднего бизнеса, ведущих банковских учреждений, участники (потенциальные и активные) разработки и реализации стратегического плана;
внешняя среда - администрация Хабаровского края, федеральные структуры и деловые круги, находящие в городе и за его пределами, администрации прилегающих к городу районов, потенциальные иностранные инвесторы.
Целью PR-сопровождения стратегического планирования в г. Хабаровске является формирование положительного отношения к его содержанию, процессу реализации, а также вовлечение в процесс положительных преобразований на данной территории самых различных слоев городского сообщества.
В соответствии с поставленной целью основными задачами PR-сопровождения являются: информирование населения о ходе реализации стратегического плана г. Хабаровска, в том числе пропаганда идей стратегического планирования; корректировка и формирование положительного имиджа города; установление обратной связи с населением.
Предотвращение возникновения отрицательного отношения к идеям стратегического плана у отдельных целевых групп не должно ограничиваться выявлением и профилактикой возможных проблем. Требуются грамотное и оперативное реагирование на появление негативной информации в СМИ, в кулуарах администрации, местных сообществах и др. (разъяснение в форме интервью, проблемных статей, круглых столов сути планируемых и осуществляемых преобразований).
В случаях обоснованной и оправданной критики необходимо осуществление обратной связи с разработчиками стратегического плана для проведения корректировки соответствующих разделов или мероприятий.
В этой связи основные направления реализации поставленных задач сводятся к следующим:
формирование значительного объёма публикаций в местной прессе, выступлений на радио, посвященных стратегическим направлениям развития города;
создание и постоянное обновление сервера «Стратегическое планирование г. Хабаровска»;
публикация сокращенного варианта документа «Стратегический план г. Хабаровска» в ежедневных и деловых газетах города, с последующей дискуссией специалистов на страницах издания;