Масштабность цели и широта поставленных задач требуют формулирования возможных сценариев стратегического развития г. Хабаровска. Их можно представить в следующем виде. Первый сценарий: Хабаровск - город-стратег. Он в максимальной мере принимает, апробирует и реализует современные концепции ускорения становления рыночных отношений, изложенные в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации. Это предполагает уменьшение влияния муниципалитета на бизнес, создание благоприятных и равных условий для всех субъектов хозяйствования, внедрение максимально прозрачных механизмов распределения местных ресурсов и заказов, сокращение нерыночных механизмов хозяйствования.
Второй сценарий: город - центр соединения культур Востока и Запада. Создаются максимально благоприятные условия для привлечения в его экономику иностранных инвестиций и мигрантов из-за рубежа для временного проживания и экономической деятельности. Это обеспечивает качество проектирования и организации производства, быстрое включение проектов в международные технологические и корпоративные структуры и связи. Участие иностранных компаний в строительстве предприятий, жилья и офисных зданий существенно повысит конкуренцию, будет сдерживать цены на продукцию и услуги. Но самое главное - население города будет иметь постоянные и растущие контакты с иностранцами. Расширится потребность изучения языков, культуры и экономики сопредельных стран. Хабаровск станет центром международных связей Дальнего Востока со странами. Государство постепенно обращается в сторону своих восточных территорий и уже озабочено слабостью экономического и демографического потенциалов Дальнего Востока. Хабаровск - это реальная точка приложения усилий нации по изменению ситуации на Дальнем Востоке. Поэтому здесь, в соответствии с третьим сценарием стратегического развития, опережающими темпами должны реализовываться приоритетные национальные проекты (жильё, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, а в будущем - демография и гражданское общество). Город может стать объектом интенсивной реализации действующих целевых программ, направленных на привлечение новых потоков населения, его закрепление, строительство жилья, улучшение экологического состояния окружающей среды, обеспечение достойной социальной защиты населения. Наличие в России прорывных программ развития («Электронная Россия», «Особые экономические зоны» и др.) предопределяет необходимость максимального участия города во всевозможных конкурсах, рассчитывая при этом на получение соответствующей государственной помощи.
Вопрос о становлении гражданского общества, как ключевого момента ускорения социально-экономического развития, понимается в верхних эшелонах власти, но мало осознаётся на местах. Поэтому г. Хабаровск, претендующий на свое особое место в развитии России на Дальнем Востоке, по четвертому сценарию должен быть «пионером» в реализации социально-инновационных факторов развития, будущего национального проекта - «Гражданское общество». Основным направлением его реализации является активизация общественных движений и групп в городе.
Достижение стратегической цели развития г. Хабаровска до 2020 г. требует соединения основных сценарных вариантов развития города как стратега, центра соединения культур Востока и Запада, реализующего настоящие и будущие национальные проекты на основе социально-инновационных факторов. Только в этом случае можно надеяться на реализацию его миссии, как создание селитебного социально-политического центра России на Дальнем Востоке.
6. ФОРМИРОВАНИЕ СЕЛИТЕБНОГО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ