Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


В постиндустриальной экономике транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а, в первую очередь, как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Его устойчивое развитие является гарантом единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкурентоспособности производства, национальной безопасности и улучшения условий жизни населения.

Освоение мировых рынков международных транзитных перевозок может стать одним из основных направлений становления и устойчивого развития рыночной экономики Дальнего Востока. Через территорию региона проходят кратчайшие сухопутные, морские и воздушные пути, связывающие Западную Европу со СВА и АТР, то есть странами, характеризующимися огромными и постоянно растущими товарными потоками.

Исторически г. Хабаровск сложился как мощный транспортный узел, характеризующийся не только пересечением множества транспортных путей, но скоординированной работой разнообразных участников транспортного рынка: портов, судовладельцев, железнодорожников, автоперевозчиков, авиаторов, экспедиторов, государственных регулирующих органов и др.

Город расположен на пересечении железнодорожных, автомобильных, речных, воздушных транспортных путей, ведущих из континентальной России к океану и на север Дальнего Востока.

Река Амур, вторая по протяжённости в России, является мощной водной и транспортной артерией региона. По нему осуществляются внутрироссийские и международные перевозки. Используя суда «река-море», миллионы тонн грузов доставляются в северные районы Хабаровского края и Дальнего Востока, а также страны АТР.

Транссибирская железнодорожная магистраль - самая протяжённая в мире имеет вековую историю и является основой для формирования через юг Дальнего Востока транспортных коридоров, связывающих западные регионы России и страны Европы с Северо - Восточной Азией.

Продолжается реконструкция мостового перехода через Амур у г. Хабаровска. Когда по нему будет уложена вторая рельсовая колея, откроются новые возможности для роста грузопотока по всей магистрали. Открывается реальная перспектива соединения Транссиба с Транскорейской магистралью и прямого выхода в Европу как КНДР, так и Республики Корея.

Совмещённый с железнодорожным, автомобильный мост позволяет с завершением строительства автодороги «Чита - Находка» открыть сквозное движение для автомобилей на всём протяжении от Москвы и Читы до Хабаровска и Ванино, Владивостока и Находки.

В связи с разрешением пограничной проблемы по островам Большой Уссурийский и Тарабаров появляется возможность создания нового автотранспортного маршрута большегрузных контейнеров из северной части провинции Хэйлунцзян в порт Ванино.

Немногие аэропорты России, как и других стран, имеют особенности, делающие аэропорт Хабаровска поистине уникальным. Он находится на пересечении наиболее активных международных воздушных коридоров, соединён воздушными линиями со многими городами и крупными посёлками Дальнего Востока, аэропортами Сибири, Урала и европейской России. Давно стал выполнять международные рейсы. Воздушные грузоперевозчики многих стран делают здесь промежуточные посадки и получают всё необходимое обслуживание для продолжения полёта. Планируется строительство ХАБа - локального центра накопления, обработки и распределения грузо - и пассажиропотоков.

Половину всех маршрутов обеспечивает самый крупный на Дальнем Востоке России автоперевозчик - «Дальавиа». Аэропортовый комплекс включает в себя современный международный терминал, аэровокзал внутренних линий, механизированную грузовую службу и все другие необходимые подразделения для обеспечения полетов.

Новая роль г. Хабаровска - появление трубопроводного транспорта. В 2006 г. к городу подойдет газопровод с Сахалина, а в последующем - нефтепровод из Восточной Сибири.

Город обладает современным телекоммуникационным комплексом. Здесь представлены практически все виды услуг. Вдоль Транссиба проложена оптико-волоконная линия, позволяющая осуществлять информационное сопровождение грузов.

В Хабаровске расположено территориальное таможенное управление, располагающее квалифицированными кадрами и развитой инфраструктурой.

Система имеющихся и потенциальных условий и факторов позволяет рассматривать г. Хабаровск как мультимодальный транспортно-логистический узел (ММТЛУ) Дальнего Востока. Это означает, что помимо наличия нескольких видов транспорта в процесс перевозки грузов включается весь комплекс операций по перегрузке, складированию, страхованию, сохранности грузов, информационному обеспечению перевозок и др.

Для реализации проекта ММТЛУ на основе часто-государственного партнерства должна быть создана специальная институциональная структура. Стратегическое руководство может осуществлять Межведомственный Совет, председателем которого должен быть Председатель Правительства Хабаровского края. В него должны войти представители Министерства транспорта России, Дальневосточной железной дороги, Амурского речного пароходства, Хабаровского таможенного управления, а также наиболее крупные заинтересованные государственные и коммерческие структуры. Для привлечения инвестиций целесообразно создание открытого акционерного общества «Хабаровский мультимодальный транспортно-логистический узел», учредителями которого должны стать Правительство Хабаровского края, Администрация г. Хабаровска, крупнейшие компании и организации региона.

Формирование ММТЛУ существенно повысит эффективность транспортных перевозок. Появляется возможности: оптимизации использования транспортных средств и инфраструктуры, что положительно скажется на издержках и конкурентоспособности региональной экономики; обеспечения высокого контроля за прохождением грузов и их сохранности; применения новых транспортно-логистических технологий; развития конкуренции между отечественными и иностранными перевозчиками; работы грузоотправителей с одним оператором, обеспечивающим весь процесс доставки «от двери до двери» различными видами транспорта; существенного сокращения сроков доставки грузов; привлечения дополнительные как отечественных, так и зарубежных инвестиции для развития транспортной и складской инфраструктуры; внедрения новых информационных технологий; расширения внешней торговли за счет упрощения таможенных процедур; повышения экологичности транспортного комплекса. Откроется перспектива привлечения дополнительных грузо- и пассажиропотоков, расширения оптовых рынков, развития существующих и появления новых промышленных объектов, создания свободных таможенных складов и транспортно-транзитных зон.

ММТЛУ будет способствовать оптимизации экспортных потоков через дальневосточные порты, загрузке Транссибирской магистрали в обратном направлении. Его необходимо рассматривать в системе международных транспортных коридоров.

Должна быть разработана и установлена сбалансированная ценовая политика. Суть ее - формирование конкурентоспособной на мировом рынке и взаимовыгодной для всех участников стоимости внутренних и международных перевозок на принципах прозрачности и обоснованности цены для грузовладельца и мотивации к развитию бизнеса для перевозчика.

Конечно нельзя рассматривать создание в г, Хабаровске ММТЛУ без учета и возможностей развития г. Владивостока. Они должны дополнять друг друга, формируя высокую конкурентоспособность дальневосточной транспортной системы. Первым шагом может стать строительство скоростной железнодорожной магистрали, соединяющей два региональных мегаполиса. Это положит начало формированию новой пространственной системы «Хабаровск - Владивосток», существенно повысит инвестиционную привлекательность юга Дальнего Востока, придаст новое качество идеи формирования и закрепления здесь постоянного населения.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить систему комплексных мероприятий следующего характера:

осуществить переход в развитии транспортного комплекса Дальнего Востока к логистической концепции обслуживания грузопотоков, позволяющей преодолеть разобщенность различных видов транспорта на региональном уровне:

создать в г. Хабаровске информационный центр транспортной логистики, обеспечив его взаимодействие со странами Европы и АТР;

провести комплексные исследования по оценке перспективных международных транспортных грузопотоков в СВА и АТР. входящих в сферу интересов России:

согласовать со всеми заинтересованными сторонами идею формирования в г. Хабаровске мулыимодального транспортно-логистического узла, определить наиболее заинтересованных стратегических партнеров и инвесторов;

содействовать ускоренному формированию логистических центров на магистральных железнодорожных линиях в Приморском и Хабаровском краях;

усовершенствовать законодательно-правовую и организационную базу, развивающую механизмы государственно-частного партнерства в создании транспортной и товаропроводящей инфраструктуры;

способствовать формированию и функционированию системы логистических центров в крупных транспортных узлах;

разработать механизмы перераспределения транспортной ренты Дальнего Востока в пользу развития транспортной инфраструктуры региона;