Хабаровск - исторический город. В своем развитии он прошел несколько градостроительных эпох. На начальном, допромышленном, этапе город территориально развивался по оси вдоль главной городской магистрали - р. Амур. Оставшаяся с того периода планировочная структура имеет историческую и культурную ценность. В последующем город поворачивается к новой главной магистрали - железной дороге, начинает расти в глубину по осям трех главных улиц. Возникают еще две функциональные зоны: транзитного обслуживания (с привокзальной площадью, зданием пассажирского вокзала, парком) и промышленная (завод и рабочая слободка).
При социализме город стал рассматриваться как площадка для размещения индустриальных производств и рабочей силы. Это привело к возникновению индустриального пояса, четкому разделению промышленных и селитебных территорий.
Второй фактор, который начинает определять градостроительный облик Хабаровска - индустриализация самого строительного комплекса. Ему выгодно строить типовые жилищные массивы на пустых и больших пространствах, не учитывая особенности природного ландшафта. Так возникают «спальные» микрорайоны, большие, но «пустые» в эстетическом и функциональном плане.
В соответствии с интересами индустрии развивается транспортное сообщение между районами города: «производство - спальный микрорайон». Транспортная инфраструктура выполняет не функцию общественной связности городских территорий, а обеспечивает работу производств.
Зонирование по индустриальному типу привело к тому, что значительная часть р. Амур и Амурской протоки, как основных градостроительных элементов, способных обеспечить эстетическое богатство и привлекательность городской среды, оказались закрытыми от города промышленно-складскими территориями.
В настоящее время пространственная организация г. Хабаровска формируется под воздействием ряда факторов. Так, протяженность города с севера на юг обусловлена расположением поселения у крупного водного объекта. Он изначально получил ярко выраженную линейную структуру, где большая часть градостроительных ядер «нанизана» на единую ось магистралей, связывающих северную и южную части города с центром. В то же время для большинства крупных, и, прежде всего, столичных городов, имеющих давнюю историю, характерна радиальная структура. Она особенно ярко проявляется при развитии поселения в рыночных условиях.
Социально-экономическая ситуация в последнее десятилетие в корне изменилась. Созданы все законодательные условия для ведения застройки в городе за счет частных инвестиций. Так как основной доход приносят территории городских ядер, особенно центральное, то они активно застраиваются, приобретают достойный архитектурный облик. Наблюдаются важные изменения в развитии планировочного решения Хабаровска. Он начинает обретать радиально-кольцевую структуру. Разрастание центрального ядра идет не только в северном и южном направлении, но и на всех других лучевых выпусках из центра города.
Как региональная столица и крупный транспортный узел, г. Хабаровск в своем развитии должен ориентироваться на постоянное пребывание транзитных пассажиров и грузов. Предоставление соответствующих услуг обеспечит максимальное получение дохода от выгодного географического положения города. Этим обусловлено и решение разработчиков Генерального плана принять для г. Хабаровска открытую структуру поселения, предусмотрев дальнейшее его пространственное разрастание по всем направлениям радиальных лучей.
Главным официальным документом, фиксирующим пространственное развитие территории, является Генеральный план города. В настоящее время он разработан для г. Хабаровска на 25 лет ФГУП РосНИПИ Урбанистики (г. Санкт-Петербург) и находится в стадии утверждения. В соответствии с ним развитие города на территориях за пределами его границ и требующее согласования с сопредельными субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, следует считать преждевременными и рассматривать как резерв более отдаленной перспективы.
Радиально-кольцевая структура перспективного развития г. Хабаровска
Хабаровск долго развивался экстенсивно, осваивая новые территории и нерационально их используя. Ставится задача перевести город на путь интенсивного развития, и направить все усилия на оптимизацию городской структуры. Так как освоение и застройка территорий преимущественно осуществляется за счет частных средств, ставится задача предоставления каждому потенциальному застройщику возможность приобретения земельного участка, соответствующего инвестиционно-строительным намерениям.
Однако, городские территории не являются одинаково привлекательными для инвестиций, ввиду чего интенсивность освоения их происходит неравномерно. Этот рыночный аспект должен учитываться при определении очередности развития территорий города. Так, в качестве первоочередного освоения, определен центр города, где возможно высвобождение ценных территорий за счет выноса или перепрофилирования расположенных здесь промышленных предприятий и сноса ветхой застройки. Наращивания интенсивности освоения, и, следовательно, доходности недвижимости, достигается также с помощью уплотнения сложившейся застройки до нормативных показателей, обеспечения предпочтительных условий для развития административных, торговых, деловых, культурных, гостиничных функций за счет упрощения процедур по переводу под них существующих жилых помещений. Это позволит частично разгрузить центр от жилой застройки, и, главное, исключить необходимость создания сопутствующей ей социальной инфраструктуры. Из расчета интенсивного развития должна быть произведена модернизация инженерной инфраструктуры.
Большой инвестиционный интерес представляют территории, непосредственно примыкающие к центру. Все исходящие из него магистральные улицы общегородского значения, служат задачам разрастания и приращения ценных городских территорий путем слияния центрального ядра с ближайшими городскими ядрами. Для застройки участков, расположенных в непосредственной близости к указанным улицам, необходимы те же подходы, что и для центра города.
Территории остальных городских ядер, а также две обширных территории («березовская» и «восточная»), которые в силу наличия здесь объектов повышенной экологической опасности не были освоены, требуют особого решения. Это обеспечит более сбалансированное развитие города.
Существует ряд объектов, таких как, гипермаркеты, которые не требуют ценных городских территорий, а ориентированы, при наличии достаточного пространства, на размещение у крупных магистралей. Они создают новые вектора развития застройки вдоль магистралей, связывающих центр города с гипермаркетом. Рентабельность его достигается при наличии населения в 70 - 80 тыс. чел. Исходя из численности населения Хабаровска здесь целесообразно размещение 6-8 таких объектов.
Новый Генеральный план предлагает переход к постиндустриальному качеству городской среды. Это означает, что город - это пространство жизни и условие социального, делового, культурного взаимодействия. Он должен быть удобным для людей. Поэтому меняются взаимоотношения органов, планирующих градостроительство, и населения. Сегодня горожане имеют право на достоверную информацию о намечаемых изменениях городской среды и участие в принятии градостроительных решений. Это - одно из условий реализуемых проектов.
Переход к новой градостроительной политике, опирающейся на государственные вложения, муниципальные ресурсы, инвесторов и привлечение накоплений горожан в жилищное строительство, требует установления новых «правил игры» в сфере градостроительства. Основой этих правил становится закрепленный в Градостроительном Кодексе принцип согласования государственных, общественных и частных интересов. Проект генерального плана должен быть согласован с горожанами, как в части соответствия целей планирования интересам всего городского сообщества, так и в части соответствия конкретных проектных решений интересам разных общественных групп.
Новый Генеральный план развития г. Хабаровска, как столицы Дальневосточного федерального округа, требует принципиально нового, «столичного» качества городской среды. Оно воплощает геополитическую миссию Хабаровска на Дальнем Востоке России, обеспечивает конкурентное преимущество ее в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Транспортная инфраструктура города - один из наиболее важных факторов, определяющих качество городской среды. Традиционный подход к ней в г. Хабаровске требует существенного пересмотра. Здесь должна сложиться радиально-кольцевая структура, которая обеспечит развитие и разрастание ценных, высокодоходных городских территорий за счет радиальных выпусков из центра и быстрое преодолений расстояний с помощью кольцевых магистралей и магистральной дороги скоростного движения.
Совершенствование транспортной инфраструктуры г. Хабаровска позволит: разгрузить центр города от транзитного транспорта; улучшить общую экологическую обстановку за счет отведения основного транспортного потока от большей части градостроительных ядер и исключения дорожных пробок на подъездах к центру города; повысить безопасность дорожного движения; обеспечить скоростную связь районов города с его центральной частью, повысив привлекательность периферийных городских территорий для инвестиций; активно разрастаться главным ядрам по городским осям и исходящим из центра лучам, соединяя центр с ближайшими городскими ядрами; обрести «столичность» пространственной организации города.
Проектная структура жилого фонда г. Хабаровска на перспективу должна вестись в соответствии с современными градостроительными тенденциями и учетом актуальных и перспективных потребностей горожан в разнообразных видах жилья. Прежде всего, это касается индивидуальной застройки. В проектной структуре жилого фонда она должна иметь значительную долю.
Перспективное развитие рекреационных зон г. Хабаровска
В настоящее время рекреационная привлекательность г. Хабаровска невысокая. Особенно это ощущается в летний период. В последнее время неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка складывается в прибрежной зоне Амурской протоки и р. Амур, которые активно используются для купания. Поскольку в городе нет территорий, имеющих статус пляжа, а те, которые используются, соответствующим образом не оборудованы, возникает стихийное использование берега реки в черте города для купания и прочих видов пляжного отдыха. Необходимость создания пляжей в городской части, как одно из приоритетных направлений повышения качества жизни, отметили хабаровчане в возрасте 18-34 лет.
Окружающие город природно-антропогенные ландшафтные комплексы представляют собой, как правило, овраги, долины небольших рек, фрагменты лесных массивов среди пашен и огородов. Они также стихийно используются для пикникового отдыха, особенно в зимний период. Такое неконтролируемое рекреационное использование городских ресурсов рождает проблемы экологического, экономического и нравственного характера.