Уровень развития предпринимательства является одним из важнейших показателей экономической и социальной устойчивости общества. Й. Шумпетер объяснил это наличием в нем творческой составляющей. Быть предпринимателем - значит делать не то, что другие и не так, как другие. Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры.
Интегральная оценка предпринимательского климата восточных регионов России, ед.
В настоящее время предпринимательство и в России стало действенной силой, определяющей динамику развития страны, регионов и муниципальных образований. Интегральная оценка предпринимательского климата Хабаровского края в сравнении с восточными регионами России показала его стабильно серединное положение. Он опережает ближайшего соседа - Приморский край - по финансовым показателям предприятий, инвестициям в основной капитал, численности выпускников вузов и средних специальных учебных заведений, миграционному приросту, среднедушевым доходам населения и др. Однако по некоторым из них, особенно в сфере малого предпринимательства, динамика ухудшается.
Основные сдерживающие факторы развития предпринимательства
в г. Хабаровске по оценкам экспертов, %
Проигрышные позиции Хабаровского края по транспортной инфраструктуре, иностранным инвестициям, количеству кредитных организаций, превышению кредиторской задолженности над дебиторской. Растёт и преступность, хотя темпы экономических преступлений снижаются.
Опрос экспертов, представляющих предпринимательский сектор г. Хабаровска, показал, что основными сдерживающими факторами его развития являются растущая затратность производства (высокие тарифы монополистов на тепло- и электроэнергию, арендная плата, транспортные тарифы, банковские проценты и налоги) и низкая платёжеспособность населения. Причем, по большинству проблем острота усилилась.
Серьезной проблемой развития бизнеса остается его взаимоотношения с властью. Предприниматели г. Хабаровска проранжировали основные направления её решения следующим образом: повышение ответственности (вплоть до суда) регулирующих органов за помехи бизнесу; разработка механизмов и критериев, освобождающих предпринимателя от проверок, например, введение статуса «Добросовестный предприниматель»; проведение проверок только по заявлениям потребителей, права которых нарушены; воздействие на предпринимателей за их нарушения только через суд; сохранение за государством регулирующих функций, затрагивающих виды деятельности, связанные с жизнедеятельностью и здоровьем населения; передача основных регулирующих функций государства саморегулируемым отраслевым объединениям.
В последнее время значительное внимание всех уровней власти стало уделяться малому бизнесу. Эти наиболее динамично развивающиеся и наименее защищенные субъекты хозяйственной деятельности оказывают самое разностороннее воздействие на современное общество. Здесь общие проблемы предпринимательства проявляются особенно рельефно. Наиболее острой является теневой оборот и реакция государственных органов власти на него в виде различных административных воздействий. Исходя из оценок экспертов средневзвешенное значение его в г. Хабаровске составляет 56,0% от общего оборота. Основные причины - стремление бизнесменов повысить собственные доходы, заработную плату наёмных работников, конкурентоспособность своего бизнеса. Особенно велик теневой оборот в торговле, в результате чего в расчете на 1 работающего снижается поступление налогов в городской бюджет: 2002 г. - 6,1, 2003г. - 5,9, 2004 г. - 5,3 тыс. руб.
Помимо легального давления на бизнес есть другая его составляющая, по масштабам, глубине и последствиям во много раз превосходящая легальную - коррупция. Парадокс в том, что в сохранении «статус кво» заинтересованы многие субъекты обеих сторон. Взятка помогает оперативно решать возникающие текущие проблемы, служит приемлемой платой за возможность совершения мелких нарушений законов и инструкций. Почти половина опрошенных предпринимателей г. Хабаровска (47,2%) считают невозможным вести бизнес, не нарушая законы.
Больше всего страдает от этого потребитель товаров (услуг) бизнеса и власти. Следовательно, только защищая его, можно разрешить противоречие между бизнесом и властью. Необходимо совершенствование судебной системы в направлении оперативности и ответственности в решении проблем рядовых граждан, расширение сети общественных организаций защиты потребителей, формирование саморегулируемые общественные отраслевые объединения предпринимателей, способных бороться за цивилизованный бизнес.
Таким образом, создание организационно-экономических условий совершенствования предпринимательского климата в г. Хабаровске требует первоочередного решения следующих проблем:
совершенствование нормативно-правовой базы поддержки и развития предпринимательства на местном уровне;
формирование условий для конструктивного взаимодействия администрации г. Хабаровск и предпринимательских структур, проведение консультаций при принятии правовых актов и других решений, затрагивающих интересы делового сообщества;
создание благоприятных условий для малого бизнеса, разработка информационно-консультационной базы его поддержки;
инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, а также формирование новых источников финансирования предпринимательской деятельности;
оживление деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
повышение уровня квалификации и экономической культуры кадров малых предпринимательских структур, повышение престижа и профессионализма предпринимателей:
обеспечение охраны нрав предпринимателей и работников малых предприятий, повышение уровня социальной защиты и безопасности в предпринимательском секторе экономики;
сокращение барьерных функций органов власти, совершенствование их взаимодействия с бизнесом, в том числе посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий в надежде на реакцию предпринимательства в виде сокращения теневого оборота и ненормативных отношений с властью;
формирование принципов «прозрачности» ведения бизнеса, соблюдение деловой этики, повышение социальной ответственности предпринимателей перед обществом;
стимулирование создания отраслевых саморегулируемых общественных организаций с передачей им части контролирующих функций:
формирование общественных ассоциаций защиты прав потребителей, как гаранта добросовестности работы предпринимателей:
содействие созданию новых и развитию действующих субъектов малого предпринимательства по использованию местных природных ресурсов;
стимулирование малых предприятий, работающих в сфере инновационной деятельности;