Реализация стратегических планов требует новых подходов в муниципальном управлении, включающих как освоение новых управленческих инструментов, так и определенный порядок движения. В обобщенном виде таковыми механизмами являются:
организационно - экономический (разработка концепции, приоритетов, целевых программ, проектов, планов, структурно-функциональная реорганизация деятельности местной администрации, включение местного сообщества и др.);
нормативно-правовой (выстраивание и оформление правовых отношений между уровнями власти, бизнесом, общественными организациями и др.);
финансово - экономический (формирование бюджетов развития, межбюджетных отношений, взаимодействие с кредитными институтами и инвесторами);
социального партнёрства (создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие власти, бизнеса и населения, проведение общественных слушаний и мониторинга реализации стратегического плана и др.);
информационно - коммуникационный (использование средств массовой информации и других механизмов для оперативного оповещения всех заинтересованных субъектов о ходе реализации стратегического плана, создание механизмов обратной связи).
Порядок реализации стратегического плана включает несколько последовательных этапов. Прежде всего надо определиться с основными приоритетами. Складывающаяся система формирования муниципальных бюджетов характеризуется растущей дефицитностью. Значит, выбор направлений движения весьма ограничен. Правильно поставленные приоритеты позволяют концентрировать ресурсы на важнейших направлениях, используя мультипликативный эффект.
Возможности воздействия муниципальной власти на экономические субъекты в нужном для реализации стратегических приоритетов ограничены. Поэтому следует использовать различные механизмы взаимодействия всех уровней власти.
Широко распространённым инструментом управления хозяйственными системами является программно-целевое планирование. Этот опыт используется Администрацией г. Хабаровска. В стадии реализации находятся 50 федеральных, краевых и городских программ. Они слабо скоординированы, излишне детализированы и в настоящем виде не годятся для реализации стратегического плана. Поэтому по каждому приоритетному направлению должна быть разработана специальная целевая комплексная программа.
Администрация г. Хабаровска является самостоятельным субъектом управления городской хозяйственной системой. От того, как она организована, какими целевыми установками руководствуется, насколько заинтересованы работники различных подразделений, в качественном исполнении своих обязанностей зависит успешность реализации стратегического плана.
Наконец, жители города, организованные в различные общественные организации и находящиеся в неорганизованном виде, способны оказать ускоряющее или тормозящее воздействие на реализацию стратегических направлений развития г. Хабаровска. Во многом это обусловлено знанием и пониманием основных целей, задач и приоритетов стратегического развития города.
Основные механизмы реализации стратегического плана развития г. Хабаровска основываются на сочетании функциональных инструментов, собственно, муниципального управлении (организационно - экономические, нормативно-правовые, финансово-экономические, социального партнерства и информационно-коммуникационные) и четко определенных этапов реализации плана {выбор приоритетов, разработка комплексных целевых программ, координация деятельности властных структур разных уровней, совершенствование системы муниципального управления, формирование общественного мнения и гражданских структур).
7.2 Выбор приоритетов