Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


Качество жизни и жизненный потенциал населения во многом определяются уровнем образования жителей города, их мировоззренческой ориентацией и имеющейся возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы определяют степень включенности городского сообщества в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы.

В настоящее время в городе сложилась система непрерывного образования, включающая 87 дошкольных учреждений, 113 общеобразовательных школ разного профиля, 19 учреждений дополнительного образования, 16 техникумов и колледжей, 17 вузов.



Основные причины неудовлетворенности школьным образованием
жителей г. Хабаровска, %


Наиболее острые проблемы складываются в системе школьного образования, где даются фундаментальные знания, формируются интеллектуальный потенциал и основные жизненные установки. Социологические исследования показали, что 51,2% жителей не удовлетворены современным школьным образованием: приходится постоянно материально поддерживать школу, усиливается материальное неравенство детей, есть претензии к качеству обучения и воспитания, организации учебного процесса. Отмечается наличие в школе преступности и недостаток внеклассной работы.

Развитие как государственного образовательного комплекса, включающего школьно-дошкольную систему общего образования и системы профессионального обучения рабочих, подготовку специалистов со средним и высшим образованием, так и возникших в последние несколько лет частных образовательных учреждений, идет в Хабаровске прогрессивно. Однако изменение социально-экономических условий в стране, образовательной политики государства требуют адаптации и определенной модернизации образовательной системы.

Главный стратегический ресурс в устойчивом развитии города - дети, подростки, молодежь. Будущее города может быть обеспечено только через их воспитание и образование. Причем, самым динамичным сегментом образовательного комплекса являются дошкольная и школьная системы. Они наиболее уязвимы и чувствительны ко всем социально-психологическим, экономическим и экологическим факторам, а потому более всего требуют своевременных и достаточных инвестиций, постоянного внимания и грамотного управления происходящими в них процессами.

Многие общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Хабаровска известны достаточно высоким уровнем обучения и использованием современных педагогических систем воспитания. В городе действуют новаторские образовательные учреждения, создаются новые образовательные технологии с соответствующим научно-методическим и информационным обеспечением. В последние годы возникли и успешно работают частные учебные заведения, получает развитие образовательный бизнес. Удалось сохранить и развить систему дополнительного образования.

Как показывают периодически проводившиеся социологические исследования жизненных установок молодежи, стремление к получению образования, в первую очередь, высшего профессионального, в молодежной среде растет. Молодые люди и население города в целом уже осознали значимость образования для получения профессии и успеха в жизни. Почти пятая часть жителей г. Хабаровска в числе 3-х главных приоритетов на ближайшие 10 лет поставили получение образования. Продолжить образование в вузе после окончания школы намерены 89,4% старшеклассников-хабаровчан. Они хотели бы получить специальность экономиста (25,6%), инженера (13,5%), юриста (11,8%), программиста (9,1%), менеджера по информационным системам (6,9%), военного (6,6), врача (5,5%), архитектора и дизайнера (5,1%), психолога (4,4%).

Отвечающие на вопросы анкет о мотивах стремления к образованию, кроме желания обрести престижную профессию, отметили стремление развить свою личность, обрести положение в обществе, добиться уважения близких. Это станет возможным, если в городе будет сформировано единое и доступное каждому хабаровчанину образовательное пространство, обеспеченное технологическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, создающее горожанам условия для получения современного образования в соответствии с их потребностями.

Переход в постиндустриальное общество требует постоянного обучения, овладения современными приемами производственной деятельности. Интенсивно идет процесс информатизации общества. Развитие системы непрерывного образования требует дальнейшего совершенствования всего образовательного комплекса от дошкольного до послевузовского, а также организационной достройки в направлении постоянного стимулирования мотивации образования взрослых.

Чтобы обеспечить права жителей г. Хабаровска на доступные и качественные образовательные услуги, отвечающие современным требованиям, необходимо:

содействовать дальнейшему развитию в Хабаровске системы непрерывного образования, предусмотрев в ней: координацию деятельности всех уровней образования для создания образовательной среды, включающей многообразие типов и видов образовательных учреждений и систем стимулов, способствующих, начиная, с детского возраста, эмоционально-ценностному. социально-личностному, познавательному и эстетическому развитию граждан, направленному на формирование современного мышления у молодого поколения и мотивации к повышению собственной культуры, обретению знаний и желаемой профессии, а в дальнейшем - повышению профессионального уровня: преемственность дошкольного и начального общего образования, интеграцию дошкольных и школьных образовательных учреждений, повышение качества получаемых знаний, прежде всего по важнейшим составляющим стандарта образования наступившего века: (математики и информатики, включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права);

создать благоприятные условия для реформы общеобразовательной школы города, развития способностей учеников и получения ими качественного среднего образования в соответствии с государственными стандартами;

при переходе в общеобразовательных школах города на принципы вариативного образования, ориентированного на типологически разные группы и контингенты детей, выделять категории учеников одаренных, с повышенной учебной мотивацией, способных, обычных, имеющих физические и психические проблемы в развитии, имеющих социальные отклонения, детей инвалидов и сирот, а также оставшихся без попечения родителей;

на основе накопленного потенциала и опыта хабаровских ученых и педагогов-практиков разработать научно обоснованные психолого-педагогические концепции и программы обучения, обеспечивающие решение актуальных проблем развития всех контингентов детей с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, склонностей и интересов:

объединить в сеть с единым организационно-методическим руководством и многоканальным финансированием детские сады компенсирующего вида, коррекционно-развивающие классы общеобразовательных школ, учреждения специального (коррекционного) образования, развивать содержание и методы коррекционно-развивающего образования;

обеспечить создание в системе школьного образования здорового духовно-нравственного климата, существенно повысить статус воспитательной работы в каждой школе:

стимулировать приход в общеобразовательные школы города талантливых педагогов:

развивать системы профориентации и формирования профессиональных умений и навыков через создание особо организованных систем деятельности: детско-взрослого производства, образовательно-промышленных фирм, издательств на основе компьютерных технологий и др.;

в системе профессионального образования наметить и осуществить переход к обновлению содержания учебы за счет изменения акцентов в профессиональной подготовке - от узкой специализации к широкому полю человеческой деятельности, адекватному вхождению выпускников в систему рыночных отношений и развивающийся рынок труда;

разработать и реализовать программу вовлечения ученых и специалистов ДВО РАН и отраслевых научно-исследовательских институтов в процесс профессионального образования:

расширить и укрепить систему участия профессорско-преподавательского состава и студентов вузов, преподавателей и учащихся средних профессиональных учебных заведении в решении конкретных муниципальных проблем;

координировать взаимодействие всех уровней общеобразовательного комплекса: общеобразовательная школа - колледж - специализированные вузы - государственный университет, создать условия для формирования системы непрерывного повышения квалификации для всех видов трудовой деятельности.


6.1.8. Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства