Формирование на базе г. Хабаровска административно-политического центра России на Дальнем Востоке требует наличия как объективных, так и субъективных предпосылок. Важную роль среди них играет имидж города. С точки зрения конкретного человека - это те впечатления, которые он получает при первой встрече и расставании с городом. Они начинают складываться в аэропорту, вокзале, гостинице и в последующем, в зависимости от интересов (познавательных, политических, коммерческих и др.), дополняются новыми фактами, формирующих образ города.
Важную роль в имидже преуспевающего города играют: качество жизни (наличие жилья для различных социальных групп населения, социальные услуги, качество продуктов питания, сооружения для отдыха, уровень и доступность образования, лечения); кадровые ресурсы (подготовка, повышение квалификации, адаптация к новым условиям и требованиям); инфраструктура (транспорт, связь, средства передачи данных, гостиницы, бытовые услуги и др.); высокие технологии (возможность территории развивать и поддерживать наукоемкие отрасли, обновлять существующую базу); капитал (сконцентрированные на территории собственные и привлечённые средства); контролирующие органы (рациональность, мобильность, эффективность, честность, отсутствие бюрократизма); инфраструктура бизнеса (доступность и уровень услуг в области консалтинга, аудита, рекламы, права, информации, PR, институциональные условия осуществления сделок); власть (команда личностей, компетентность, нестандартность идей, стиль принятия решений, прозрачность законотворчества, отношение к социальным проблемам).
Формирование имиджа города требует использование подходов из области маркетинга территории. По аналогии с маркетингом товаров, позволяющим создавать и реализовывать продукты, удовлетворяя потребности потребителей, региональный маркетинг можно трактовать как «продажу» региона его жителям и предприятиям, а также внешним хозяйствующим субъектам.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз г. Хабаровска показал ряд существенных преимуществ, оцененных экспертами достаточно высоко. Так, к сильным сторонам, прежде всего, следует отнести: исторически сложившийся административный центр Дальнего Востока и Дальневосточного федерального округа; сравнительно высокий культурный уровень населения; относительно развитая система связи и телекоммуникаций; наличие в пригороде свободных земельных ресурсов и территорий для гражданского строительства; сложившийся центр оптовой торговли; приграничное положение с Китаем, близость стран АТР и прямое воздушное сообщение с рядом из них; развитое высшее и среднее профессиональное образование; разнообразие типов строящегося жилья; наличие высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров; сравнительно высокий уровень бюджетной самообеспеченности.
Располагает г. Хабаровск и широкими возможностями формирование имиджа преуспевающего административного центра Дальнего Востока. В качестве таковых эксперты отметили: повышение качества образования, профессионализма трудовых ресурсов и культурного уровня населения; рост жилищного строительства и обеспеченности населения благоустроенным жильем; реализация политики закрепления населения на юге Дальнего Востока; расширение региональных и федеральных управленческих функций; усиление региональной роли в оптовой и ярмарочной деятельности; расширение торгово-экономических связей с приграничными районами Китая в результате строительства перехода на остров Большой Уссурийский, создание здесь зоны совместного хозяйствования.
Новый Генеральный план развития г. Хабаровска, как столицы Дальневосточного федерального округа, ориентирован на принципиально новое, «столичное» качество городской среды. Это площадка представительства российских государственных интересов на Дальнем Востоке, политического, культурного и экономического диалога России со странами АТР. Потому Хабаровску необходимо соответствовать мировым стандартам качества: архитектурно-планировочным, эстетическим, экологическим, инженерным, инфраструктурным
Имидж города, безусловно, в значительной мере определяется выдающимися личностями, с которыми он исторически связан. Это первопроходец Е. Хабаров, генерал-губернатор Восточной Сибири П.Н. Муравьев-Амурский, подписавший Айгунский договор с Китаем устанавливающий границу по Амуру, исследователь Дальнего Востока географ и писатель В.К. Арсеньев, маршал Советского Союза В.К. Блюхер, известный русский советский писатель В.В. Иванов, народный художник России Г.Д. Павлишин и др.
Формирует имидж города и участие его в различных российских и международных конкурсах, рейтингах и др. И здесь авторитет Хабаровска достаточно высок. В 2005 г. он стал победителем всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России».
Наконец, важную роль в оценках города играет его туристическая привлекательность. Самобытность, сохранение исторического архитектурного облика, комфортность пребывания, приезда и отъезда являются необходимыми условиями формирования благоприятного мнения о городе.
Рассматривая перспективные направления развития имиджа г. Хабаровска необходимо предпринять следующие меры:
использование маркетинговых подходов по развитию города, формированию его преимуществ как необходимых условий создания благоприятного имиджа;
формирование в соответствии с современными требованиями инфраструктуры деловой части города, повышение эстетических характеристик архитектурного облика, улучшение движения транспорта и др.:
активизация туристического бизнеса на основе развития исторической части города, религиозных центров, поддержания и развития культурных достопримечательностей, спортивных комплексов для проведения российских и международных соревнований:
расширение сотрудничества городов-побратимов в области обмена культурными, художественными ценностями, коллективами народного творчества:
повышения эстетических качеств городского пространства за счет реабилитации природного ландшафта, возрождения и развития историко-культурной градостроительной среды города:
активное использование информационных технологий для продвижения положительного имиджа города:
привлечение общественности к сотрудничеству между городами-побратимами;
использование обмена делегациями работников хабаровских предприятий, студентов вузов с общественностью городов-побратимов:
активное участие в международных и всероссийских конференциях, смотрах-конкурсах, спортивных соревнованиях:
привлечение в город разнообразных зарубежных организаций бизнеса, туризма, культуры, религиозных и общественных учреждений, полнокровное участие города в международных культурных акциях за рубежом:
привлечение к пропаганде успехов города, организация содействия в решении городских проблем землячеств бывших хабаровчан в Москве, Санкт - Петербурге и других городах;
формирование привлекательного имиджа Хабаровского края посредством разработки и внедрения комплексной PR - программ, охватывающих все сферы жизнедеятельности:
способствование формированию общественного имиджа г. Хабаровска как центра культуры Дальнего Востока.
6.3.5. Развитие туризма