Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


Базовые прогнозные оценки рассчитывались по инерционному варианту, исходя из сложившихся в 1999 - 2005 гг. тенденций развития социохозяйственной системы г. Хабаровска. По плановому варианту они корректировались с учетом появления новых факторов, обусловленных положительным влиянием стратегии. Предполагалось, что благоприятная конъюнктура на топливно-энергетические ресурсы в ближайшие 10 лет позволит экономике страны находиться на подъеме. Динамично развивающийся Китай требует проведения качественных преобразований в экономике юга Дальнего Востока также в 2006 - 2015 гг. Поэтому более высокие темпы роста задавались в эти годы и для хозяйственного комплекса г. Хабаровска.

При расчетах динамики населения г. Хабаровска, в частности миграционных процессов, во внимание принимались социологические оценки по настроениям на переезд жителей города (100 тыс. чел. окончательно не определились с переездом) и северных районов Дальнего Востока (400 -450 тыс. чел. собираются менять место жительства), а также оценки российских специалистов о иммиграционном потенциале соотечественников в СНГ (2,0 - 2,5 млн. чел.).

Соответствующим образом корректировалось и естественное движение населения. Рост рождаемости и снижение смертности в связи с улучшением условий жизни ведет к прекращению естественной убыли населения г. Хабаровска к 2013 г.

В результате по плановому варианту предполагается устойчивый и достаточно динамичный рост населения с 2013 г. Численность его к 2020 г. составит 800 тыс. чел. с перспективой выхода на 1 млн. чел. к 2040 г.

Эти тенденции должны быть подкреплены качественными изменениями в экономике г. Хабаровска и, прежде всего, в жилищном строительстве. Годовой ввод жилья к 2020 г. планируется в объеме 1,0 млн. м2 или в 2,7 раза больше против инерционного варианта (370 тыс. м2). Это позволит существенно затормозить его стоимость. Против инерционного варианта в ценах 2005 г. она будет ниже на 20%. Обеспеченность 1 жителя г. Хабаровска жильем составит 23,2 м2.

Реализация стратегической цели, а также рост и закрепление населения, улучшение режима естественного воспроизводства требуют существенного повышения благосостояния жителей г. Хабаровска, что без высокоэффективной экономики невозможно. Основные целевые параметры сформулированы с учётом целей стратегического развития Хабаровского края (постановление Правительства Хабаровского края от 29.07.2005) и соблюдением основных макроэкономических пропорций. Так, плановый вариант предусматривает опережающий рост производительности труда, по сравнению с заработной платой. Обеспечение такого развития - основная цель отраслевых программ и проектов развития. Это же требование задаёт динамику прироста производительности труда в экономической сфере при производстве товаров и рыночных услуг, которая должна составить не менее 6,8% ежегодно в течение первых десяти лет и 8,5% - в последующие годы. Увеличение производства товаров и услуг за 2006 - 2020 гг. с учетом прироста населения составит в ценах 2004 г. более 4 раз.

Достижение таких темпов роста производительности труда требует привлечения существенных инвестиций для кардинальной модернизации действующих и строительства новых предприятий во всех отраслях экономики. Расчёт осуществлён на основе разработанной модели производственной функции, устанавливающей зависимость между объёмами производства, численностью занятых и объёмами инвестиций производственного назначения.

Прирост в ценах 2004 г. заработной платы (5,8% в среднем за год в 2005 -2015 гг. и 8,4% - в 2016 - 2020 гг.), среднедушевых доходов населения и пенсий позволят повысить уровень жизни хабаровчан. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 4,0% (2004 г. - 23,1%).

Учитывая региональные функции города в здравоохранении, образовании, управлении и других секторах экономики, возможности строительства на Дальнем Востоке новых высокоэффективных производственных объектов, где вахтовыми и экспедиционными методами будут работать жители г. Хабаровска, это еще в большей степени расширит сферу приложения их труда и повысит благосостояние.

Прогнозные показатели социально-экономического развития Хабаровска на период до 2020 г.

Показатель

2004 (факт)

2005 (оценка)

2010

2015

2020

2020 к 2004, %

(прогноз)

Демография

Среднегодовая численность населения, тыс. чел.

579,7

578,8

583,3
588,3

606,2
666,1

649,4
800,0

112,0
138,0

Естественный прирост населения, %

-4,9

-4,8

-3,1
-2,4

-0,6
1,2

0,8
2,4

-

Коэффициент миграционного прироста, %о

2,3

2,5

6,7
11,9

11,4
31,7

14,5
30,5

-

Занятость

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

352,2

334,5

330,1
332,9

374,0
411,0

406,5
500,8

115,4
142,0

Численность безработного населения всего, тыс. чел.

18,0

17,7

14,9
15,0

15,0
16,4

14,2
17,5

78,9
97,2

% к численности экономически активного населения

5,1

5,0

4,5
4,5

4,0
4,0

3,5
3,5

-

Численность населения, занятого в экономике, тыс. чел.

334,3

316,8

315,3
318,0

359,0
394,5

392,3
483,3

117,3
144,6

в том числе в производственной сфере

229,5

227,2

212,6
214,4

242,7
266,7

266.0
327,7

115,9
142,8

Производство

Объём производства товаров и услуг в ценах 2004 г. всего, млн. руб.

79693,4

81287,3

92044
99761

124799
178139

170479
329142

213,9
413,0

Объём инвестиций в основной капитал в ценах 2004 г., млн. руб.

13865,0

15292,0

24474,0
26196,0

32061,0
43431,0

41911,0
73966,0

302,3
533,5

Производительность труда в ценах 2004 г. на 1 чел., занятого в производственной сфере, тыс. руб.

347,2

358,1

433,0
465,3

514,3
668,0

640,9
1004,4

184,6
289,3

Бюджет

Налоги в ценах 2004 г. всего, млн. руб.

15019,0

16115,9

20486,1
22203,7

25989,5
37097,6

34169,7
65974,4

227,5
439,2

в том числе: федеральный бюджет

5493,7

5566,6

6805,1
7375,7

8420,4
12019,4

10784,4
20822,3

196,3
379,0

краевой бюджет

6528,0

8311,3

10804,6
11710,4

13860,6
19784,7

18452,3
35627,5

282,7
545,8

местный бюджет

2997,3

2238,0

2876,4
3117,6

3708,5
5293,5

4933,0
9524,5

164,6
317,8

Уровень жизни

Среднемесячная заработная плата в ценах 2004 г., руб.

9574,5

9938,12

11543,3
12396,5

13278,2
17400,0

15543,1
26032,0

162,3
271,9

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

8477,0

8883,9

9709,0
10426,7

10510,9
14078,6

11579,6
21997,5

136,6
259,5

Среднемесячный размер назначенных пенсий, руб.

2231,3

2338,4

2555,5
2744,4

2766,7
4168,9

3047,9
6485,1

136,6
290,6

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

23,1

22,8

20,0
17,0

10,7
7,0

6,0
4,0

-

Покупательная способность заработной платы, ед. прожиточного минимума

2,7

2,8

3,2
3,5

3,7
4,9

4,4
7,4

163,0
274,1

Покупательная способность пенсии, ед. прожиточного минимума

0,6

0,7

0,7
0,8

0,8
1,2

0,9
1,8

150,0
300,0

Ввод жилья в год, тыс. м2

117,3

141,4

200,0
250,0

270,0
500,0

370,0
1000,0

315,4
853,2

Жилищная обеспеченность на 1 чел., м2

19,7

20,0

21,0
21,0

22,2
21,5

23,2
22,9

117,8
116,2


Примечание. Числитель - инерционный вариант, знаменатель - плановый вариант

Главным ориентиром развития г. Хабаровска является рост населения. В рассматриваемой перспективе за счёт положительного сальдо миграции реально сформировать благоприятную динамику. Это потребует существенного повышения привлекательности города за счёт строительства доступного жилья и формирования конкурентоспособной экономики, обеспечивающей ускоренный рост благосостояния жителей г. Хабаровска.


9. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА