Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)

6.1.1. Экономическое развитие - основа повышения благосостояния


Низкие доходы и заработная плата населения - важнейшие болевые точки развития города. Решение этих проблем кроется в экономическом росте, который предполагает ускоренное развитие важнейших отраслей, прежде всего, промышленности, строительства, транспорта, связи, торговли, малого предпринимательства. Разумеется, что потоки денежных средств, необходимых для удовлетворения личных потребностей населения, формируются и по другим направлениям. Однако ведущим фактором решения личных проблем благосостояния человека является развивающаяся высокоэффективная экономика города, то есть сфера приложения труда, инвестиций, ресурсов, интеллекта горожан, позволяющая получать достойную заработную плату и на её основе осуществить все необходимые действия и элементы расширенного воспроизводства.

Необходимо формирование «новой экономики города» то есть того, что позволяет решать личные проблемы материального характера большинству населения через рост заработной платы, привлекает в город бизнес для получения высоких прибылей, наполняет бюджетную систему, увеличивает финансирование социальной и общественной сфер города. Это экономика соответствует прогрессивным тенденциям технологического развития производства и обеспечивает конкурентоспособность города в системе национального и мирового разделения труда. Предприятия, организации, проекты, чтобы получить поддержку городского сообщества, как соответствующих концепции формирования «новой экономики», должны отвечать следующим требованиям:

инновационности, ориентации на максимальное использование достижений научно-технического прогресса;

долговременности, нацеленности на удовлетворение растущих потребностей сегодняшних и будущих поколений жителей города при улучшении экологических условий жизни;

социальной, налоговой и коммерческой эффективности, обеспечивая преимущественный рост заработной платы, налогов и прибыли на каждую единицу используемых городских ресурсов, особенно, земель;

динамизму, обеспечение ускоренного роста экономики города по сравнению с окружающими регионами Хабаровского края и Дальнего Востока для формирования устойчивой зоны притяжения, обеспечения прироста населения и его закрепления;

разумному невмешательству местных органов власти в хозяйственную деятельность частного бизнеса, что не отрицает селективную поддержку проектов и предприятий, в наибольшей мере соответствующих стратегии развития города; местному сообществу небезразлично, кому в аренду сдается городское имущество и земля, отдаются на исполнение городские и краевые заказы, кто включается в список приоритетных направлений.

Промышленность сохраняет свою приоритетность в экономическом развитии г. Хабаровска. Это определяется ведущей ролью промышленно-индустриального ядра в экономике Хабаровского края, который сохранил многоотраслевую специализацию и продукция которого в значительной мере направляется на экспорт. Хабаровск необходимо рассматривать как один из полюсов роста промышленности края и Дальнего Востока. Однако она должна быть кардинально перестроена, превращена в современный высокоэффективный производственный комплекс на основе структурных и институциональных преобразований.

Структурные приоритеты промышленности определены на основе анализа развития производственной базы предприятий города, а также соответствия главным задачам его стратегии. С позицией инновационной способности, устойчивости и динамизма развития, обеспечения высокой социальной, коммерческой и налоговой эффективности для целей селективной поддержки наиболее приоритетными являются: электро- и теплоэнергетика (производство и доставка тепла и электроэнергии); топливная промышленность; электронная промышленность (производство бытовой техники, приборов, компьютеров); машиностроение, металлообработка, машиноремонт; деревообработка; промышленность строительных материалов и конструкций.

Обеспечение промышленного развития предполагает управляющие воздействия городского сообщества по этим основным направлениям: поддержка предпринимательства, создающего новые промышленные производства на основе конкурентоспособных ресурсосберегающих технологий; привлечение инвестиций; развитие внешнеэкономической деятельности предприятий; совершенствование управления ресурсами города; информационное обеспечение промышленно-инновационной деятельности; создание общественных центров управления промышленной стратегией.

Строительство является наиболее сформировавшейся, динамично развивающейся отраслью экономики г. Хабаровска и остается таковой на весь период до 2020 г. Среди восточных регионов России оно занимает серединное положение, имея преимущество по производству строительных материалов и конструкций, объемам проектно-изыскательских работ, количеству строительных организаций. Отставание наблюдается в жилищном строительстве.

В стратегическом плане строительство решает три основные задачи:

экономическую - кардинальная реконструкция материально-вещественных элементов производства и инфраструктуры, создание высокоэффективных и конкурентоспособных продуктов и услуг производственного комплекса;

геостратегическую - превращение г. Хабаровска в действительный форпост России в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счёт формирования нового облика города, как центра соединения культур Востока и Запада, привлечение в город разнообразных зарубежных организаций бизнеса, туризма, культуры, религиозных и общественных учреждений, полнокровное участие города в международных культурных акциях за рубежом, создание современного благоустроенного и безопасного для жизни города;



Интегральная оценка строительных кластеров восточных регионов России, ед.


социальную - массовое строительство жилья для обеспечения постоянного притока населения из вне и создания благоприятных условий для его естественного роста и увеличения к 2050 г. численности жителей до 1 млн. чел.

Основными задачами отрасли являются: повышение качества строительных работ; переход на проектирование зданий и сооружений с использованием прогрессивных конструктивных решений и технологий; максимальное использование в строительстве местных строительных материалов; увеличение объёмов жилищного строительства и реконструкции жилья; оптимизация цен на строительную продукцию; нормативно-правовое обеспечение градостроительной деятельности.

Транспорт будет развиваться, исходя из специфики экономико-географического положения города и его роли в решении геостратегических задач России в АТР. Хабаровск расположен на пересечении железнодорожных, автомобильных, речных, воздушных транспортных путей, а также намечаемых и строящихся трубопроводов для перекачки нефти и газа. Это предопределяет важность транспорта в определении экономической судьбы города и его населения.

Развитие железнодорожного транспорта, который обслуживает увеличивающиеся экспортно-импортные грузопотоки в страны АТР и перспективы которого связаны с увеличением поставок экспортных массовых грузов (лес, уголь, металл) и транзитных контейнеров из АТР в Западную Европу, потребует значительной модернизации и реконструкции отдельных участков дороги, строительства второй очереди моста через р. Амур, капитального ремонта подводного тоннеля, развития станций Хабаровск-1 и Хабаровск-2, модернизации локомотивного и вагонного депо, строительства дополнительных внутригородских железнодорожных станций.

В автомобильном транспорте помимо решения чисто городских задач необходимо формирование крупных ассоциаций автоперевозчиков, способных обеспечить в срок и на конкурентной основе перевозку грузов на большие расстояния, в том числе от Хабаровска до Ванино, Николаевска-на-Амуре, Владивостока, Находки, Зарубино, Сахалина, Читы, а также городов КНР. Здесь требуются обновление подвижного состава, оптимизация пропорций транспортного рынка, повышение эффективности и качества перевозок, дорожно-транспортная и экономическая безопасность, использование логистических технологий доставки грузов. В перспективе будет осуществлен перевод грузовых автомобилей и автобусов на газ, что позволит существенно снизить затраты на перевозки и улучшить экологическую обстановку в городе. В рамках крупных перевозочных компаний (ассоциаций) будут внедрены электронные системы управления транспортными потоками.

Полная реализация технического потенциала аэропорта г. Хабаровск возможна только с оснащением системы управления воздушным движением современным радионавигационным оборудованием. Необходима модернизация самого аэропорта, обеспечивающей доведение его технических параметров до уровня мировых стандартов. Со строительством крупного международного аэропорта (ХАБа) в г. Хабаровске он станет главным центром воздушных сообщений на Дальнем Востоке.

Развитие речного транспорта в ближайшей и среднесрочной перспективе зависит от расширения торгово-экономических связей с Китаем. Для дальнейшего расширения пассажиропотоков необходимо строительство в Хабаровском международном речном порту нового современного пассажирского пункта пограничного пропуска, отвечающего требованиям контрольных государственных органов и обеспечивающего высокую культуру обслуживания пассажиров.

Уже в обозримом будущем Хабаровск станет местом пересечения трансконтинентальных трубопроводов: завершится строительство газопровода Сахалин - Хабаровск с направлением на юг Приморья и в Китай; решен вопрос о прокладке нефтепровода Западная Сибирь - Находка; начались работы по обоснованию строительства 2-х газопроводов из Восточной Сибири в страны Северо - Восточной Азии.

Хабаровск превращается в крупнейший центр (узел) многоотраслевого транспорта. Это потребует значительного увеличения количества транспортных предприятий, операторов транспортного рынка, таможенных пунктов, складских зон и распределительных терминалов, информационной инфраструктуры, обслуживающей финансовой инфраструктуры (банков, страховых компаний). Создадутся условия для развития международной зоны (терминала) контейнерных перевозок по маршруту «Ванино - Большой Уссурийский остров - Харбин». На базе всех указанных направлений развития транспорта формируется новое качество города - как логистического транспортного центра федерального уровня.

Торговля сохранит свое динамичное развитие. Цель её - развитие потребительского рынка путем более полного удовлетворения в цивилизованной форме потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах.

В последние годы в ней происходят кардинальные изменения. Она показывает восприимчивость к инновационным технологиям, здесь внедряются современные формы работы с рынком и потребителем. Появляются торговые компании, использующие моно- и мультибрэндовые подходы в формировании ассортиментной политики, создается база данных по клиентуре. Система дисконтных карт становится признаком хорошего тона для предприятий торговли, уважающих себя и своего клиента. Усиливается борьба за потребителя, осваиваются принципы совмещения функций продажи товаров и отдыха покупателей.