Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


Реализация стратегического плана развития г. Хабаровска требует существенных изменений в структуре и организации муниципального управления. Сотрудники администрации должны иметь полную ясность относительно задач, выполняемых ими самостоятельно и в коллективе, а также вклада, который вносят их решения в стратегическое развитие города.

Социологические исследования позволили составить усредненный портрет работника администрации г. Хабаровска. Это уроженец Хабаровского края (57,4%), имеющий высшее образование (96,8%) по технической (35,2%) или экономической (30,7%) специальностям, средний возраст - 38 лет, преимущественно женщина (75,6%). Значительная часть (48,4%) проживает в г. Хабаровске с 1970 г. и имеет стаж работы в администрации города от года до 6 лет. Всё это говорит о достаточно высоком кадровом потенциале муниципальных органов власти г. Хабаровска.


Оценки респондентами характеристик, влияющих на продвижение по службе
в Администрации г. Хабаровска, %

Многие работники выбрали для себя административную стезю уже в условиях рыночных преобразований. Полученное образование полностью (45,5%) или в основном (42,2%) соответствует квалификационным требованиям занимаемой должности. Удовлетворённость работой высокая (75,9%), но такая же и обеспокоенность ее потерять (84,6%).

Работников администрации г. Хабаровска отличает амбициозность. Так, в качестве главных причин выбора работы респонденты отметили профессиональные интерес (62,9%) и рост (44,5%). Ключевая жизненная установка - желание стать квалифицированным специалистом (56,5%). Они признают работу как само ценность (59,6%) и нацелены на продвижение по службе (65,0%).

Подобные целевые установки, вкупе с неуверенностью своего профессионального положения формируют представления работников о приоритетных качествах для продвижения по службе. Превалируют желания понравиться начальнику, нежели тем, для кого они работают и на чьи деньги существуют. В этом же контексте оценки респондентов на вопрос «чьими слугами Вы являетесь»: Мэра и руководителей подразделений (45,4%), народа (29,7%), государства (19,1%).

Соответствующая теснота связи администрации с жителями г. Хабаровска: контакты в основном ограничиваются периодом выборных процессов и работой с отдельными группами населения (45,2%); наблюдается отстранение власти от нужд города и отчуждённое к нему отношение население (16,9%).

Неожиданным результатом опроса стало то, что 73,1% муниципальных служащих не знают о каких-либо программах развития г. Хабаровска. Остальные назвали лишь те, которые на слуху у рядового жителя: здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, жильё. Это говорит о профессиональной узости работников муниципальных служб г. Хабаровска. Гражданскую активность, как необходимый фактор успешности реализации стратегического плана г. Хабаровска, ожидать здесь маловероятно.

Среди наиболее негативных качеств, распространенных в среде муниципальных служащих, респонденты указали на бюрократизацию и волокиту (70,2%), наличие дублирования выполняемых ими функций (50,2%), низкую значимость профессионализма для продвижения по службе (37,6%).



Оценка жителями муниципальными служащими основных направлений повышения
эффективности труда работников администрации г. Хабаровска, %

На возможность повышения производительности труда на своём рабочем месте указали 57,9% респондентов. Высока потребность в повышении своих профессиональных знаний (79,4%).

В качестве основных направлений улучшения работы городской администрации респонденты отметили: повышение профессионализма (72,3%), улучшение подбора кадров (47,7%), увеличение заработной платы (28,7%), улучшение стиля руководства в подразделениях администрации (24,7%), усиление ориентации на потребности граждан (23,0%).

Оценки муниципальных служащих и жителей г. Хабаровска мероприятий по повышению эффективности труда работников администрации показали в качестве приоритетов: открытие постоянно действующей телефонной линии, по которой каждый житель г. Хабаровска мог бы выразить своё мнение о работе муниципальных служб и конкретных чиновников, усиление прозрачности деятельности администрации, ведение нормативных методов учета труда, сокращение численности служащих, учет мнений жителей при аттестации служащих. Реализация их позволит качественно повысить эффективность работы Администрации г. Хабаровска.

Что касается реализации стратегического плана то в самом общем виде структурные преобразования можно представить в виде создания укрупнённых подразделений, ответственных за исполнение каждого из четырёх стратегических направлений развития города до 2020 г. и замыкающихся на заместителей Мэра г. Хабаровска. В состав этих подразделений должны влиться группы, сформированные под направления, утверждённые целевые комплексные программы и проекты стратегического плана.


Организационная структура Администрации г. Хабаровска, сориентированная
на реализацию стратегического плана


Необходима разработка системы оценочных показателей, характеризующих участие служб и подразделений Администрации г. Хабаровска в реализации стратегического плана.

Для координации деятельности городских органов с краевыми и федеральными властями, бизнесом, общественными организациями, предприятиями и населением необходимо создание муниципально - общественной структуры управления со своим бюджетом, кадровым составом, материально-технической базой. Такими структурами должны стать Центр стратегического развития города и Исполнительная дирекция.

Более детальные изменения в структуре Администрации города должны лежать в русле выше рассмотренных механизмов и этапов стратегического управления развитием г. Хабаровска.

Реструктуризация муниципального управления должна идти в контексте принятых миссии, стратегической цели и направлений их реализации. Необходимы структурные изменения, позволяющие контролировать и воздействовать на процессы реализации стратегического плана.


7.6. Формирование общественного партнерства