Недействующий

О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (Утратило силу на основании Решения Хабаровской городской Думы от 22 мая 2012 года N 593)


Реализация стратегического плана развития г. Хабаровска не ограничивается возможностями муниципального управления. Необходимо использовать потенциал всех властных структур. Проведённый экспертный опрос представителей краевой и муниципальной властей по выявлению их компетенций в реализации основных стратегических направлений подтвердил гипотезу об ограниченности местного самоуправления.

Дефицитность финансовых ресурсов не позволяет органам местного самоуправления заявить о себе как о самостоятельном институте народной власти. Как показывает практика, население всё более апеллирует к органам государственной власти, не веря в возможности власти муниципальной. Это наносит непоправимый ущерб не только авторитету последней, но и самой идее местного самоуправления.

Усилиями органов местного самоуправления, по мнению экспертов, можно решать вопросы, связанные с созданием условий для комфортного и безопасного проживания жителей г. Хабаровска, в частности: строительство доступного жилья; сохранение и развитие духовности; повышение качества здравоохранения и услуг жилищно-коммунального хозяйства, сдерживание роста тарифов.

Большинство наиболее значимых проблем должно решаться на краевом уровне: развитие человеческого потенциала, обеспечивающего потребности новой экономики; создание высокотехнологичных производств, в том числе в области использования природных ресурсов; формирование имиджа преуспевающего административно-политического центра Дальнего Востока; завершение строительства газопровода «Сахалин - Хабаровск»; создание торгово-транспортного логистического узла; развитие системы связи и телекоммуникаций и др.

Значительное число направлений развития г. Хабаровска возможно лишь при непосредственном участии федеральных органов власти: повышение уровня жизни населения посредством роста эффективной экономики; создание региональных образовательных центров (вузовских комплексов), использующих современные технологии обучения; развитие нефте- и газохимии; строительство ХАБа - крупнейшего транзитного международного аэропорта; строительство второй очереди моста через р. Амур; завершение строительства автодороги «Чита - Находка» и нефтепровода «Восточная Сибирь - Дальний Восток»; формирование институтов, обеспечивающих расширение внешнеэкономического сотрудничества Востока и Запада.

Следовательно, необходимая чёткое и слаженное взаимодействие всех уровней власти. Видится несколько механизмов подобного взаимодействия. Первый - формирование ассоциативных органов муниципальной власти для формулирования основных проблем и методов их решения с выходом в высшие эшелоны законодательной и исполнительной власти.

Наиболее активно в последние годы действует Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Это одна из самых авторитетных межмуниципальных организаций. На её площадке происходит обмен опытом, осуществляется информационно-аналитическое и методическое обеспечение администраций городов, проводятся учебно-консультационные мероприятия, готовятся предложения по совершенствованию местного самоуправления. На первом этапе АСДГ объединяла крупные города. В последующем она была существенно расширена. В настоящее время членами её являются 70 городов с общей численностью населения 14 млн. чел. Понимая значимость местного самоуправления, в Президентский Совет введены Мэры городов Новосибирска, Якутска и Ярославля. Это позволяет отстаивать интересы муниципальных образований на самом высоком уровне.

Главная черта городской системы управления - её гармонизация, основанная на чётком распределении полномочий и финансового обеспечения. С введением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появляются новые возможности консолидации усилий на муниципальном уровне. Он предусматривает создание целой системы межмуниципальных объединений: советы муниципальных образований (МО) субъектов Российской Федерации; единое общероссийское объединение муниципальных образований, формируемое советами МО субъектов; межмуниципальные хозяйственные общества (закрытые или открытые акционерные общества для решения хозяйственных задач).

Такое расширение самоорганизации, дающее новые возможности для защиты интересов МО, жизненно необходимо. Практика, полученная в ходе реализации переходных положений закона, уже показала возможность корректировки отдельных норм. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации должны иметь более широкие права в части:

осуществления законодательной инициативы в субъекте Российской Федерации и муниципальных образованиях, находящихся в его границах;

участия в формировании законодательства субъекта Российской Федерации в области местного самоуправления, в предварительной экспертизе региональных законов и нормативных актов;

регулирования межбюджетных отношений на уровне субъекта Российской Федерации, согласования с субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями размеров предоставляемых местным бюджетам субвенций;

участия в формировании и реализации региональных и межмуниципальных программ комплексного социально-экономического развития территорий, определения их приоритетов;

осуществления подготовки и представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации ежегодного доклада о состоянии местного самоуправления в регионе.

Относительно Стратегического плана г. Хабаровска необходимо тесное сотрудничество с Хабаровским районом. Освоение подземных источников воды затрагивает левобережную часть Амура, что требует аналогичных действий в отношении Смидовического района Еврейской автономной области.

Особенность г. Хабаровска - наличие здесь практически всех уровней власти: от местной до федеральной. Используя принципы системного управления стратегическим развитием, необходимо наладить их чёткое взаимодействие. Это, прежде всего касается Правительства Хабаровского края, являющегося координатором и распределителем ресурсов между местными органами власти.

На межрегиональном уровне проблемы местного самоуправления находятся в постоянном поле зрения Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Сегодня именно он активизировал деятельность в регионе по участию в разработке Федеральной программы «Переселение соотечественников».

Для выявления взаимосвязей между всеми уровнями власти в рамках принятых миссии и основных стратегических направлений развития города была произведена систематизация (структуризация) существующих в г. Хабаровске коллегиальных органов, созданных при различных уровнях власти: муниципальной, краевой и федеральной. Она показала многообразие различных структур, которые при соответствующей координации могут работать в русле стратегического плана.

Поскольку носителем идеологии стратегического развития города является муниципальная власть, она должна не только эффективно выполнять свои функции, но и принять активное участие в организации взаимодействия между существующими в городе структурами для лоббирования интересов и решения основных задач города. Поэтому после принятия стратегического плана, во-первых, необходимо в обязательном порядке согласование его с краевым правительством, во-вторых, должен быть создан совет стратегического развития города (вместо ныне действующего Совета по разработке проекта стратегического плана), куда войдут представители Правительства края, Законодательного Собрания края, различных федеральных структур. Это должен быть постоянно действующий совещательный орган, деятельность которого будет направлена на налаживание конструктивного взаимодействия между различными уровнями власти. Инструментами такого взаимодействия могут стать:

создание согласительных комиссий, в состав которых включить руководителей различных уровней власти (города, края, федеральных органов) для решения важнейших вопросов стратегического плана;

составление протоколов о намерениях между администрацией г. Хабаровска и теми краевыми (федеральными) структурами, без активного участия которых выполнение планов невозможно;

составление договоров о сотрудничестве и совместной деятельности между подразделениями различных уровней власти.

Необходимо создать Координационный совет при Мэре города, расширить участие краевых и федеральных органов управления в стратегических комиссиях, создать новую комиссию «Координация деятельности органов власти». Высшим органом Координационного совета должен стать Президиум, в состав которого ввести проектно-целевую рабочую группу и руководителей рабочих групп по целевым направлениям.

Для приближения власти к насущным проблемам жителей города и сокращения дистанциирования между ними можно создать при председателях комитетов по управлению округами города («мини») координационные советы.

Мобилизация финансовых и материальных ресурсов для реализации стратегического плана развития г. Хабаровска требует совершенствования межбюджетных отношений. Здесь, как отмечалось выше, просматриваются несколько разнонаправленных тенденций. Первая - сокращение доли налогов, оставляемой городскому бюджету. Эта общая тенденция, которая ограничивает собственные возможности муниципальных образований. В то же время г. Хабаровск как центр Дальневосточного федерального округа находится в более благоприятном положении. Он использует значительные краевые и федеральные ресурсы для финансирования соответствующих органов власти, которые постоянно увеличиваются. В последние 5-7 лет Хабаровск внешне значительно преобразился. Построены новые транспортные развязки, реконструируются площади и парки, ведётся строительство жилья для участников Великой Отечественной войны. Все расходы несут краевые бюджетные и внебюджетные фонды. Это является значительным подспорьем для экономики г. Хабаровска.

Важную роль в реализации стратегического плана развития г. Хабаровска должны сыграть федеральные и краевые программы. Прежде всего это касается Федеральной программы «Дальний Восток и Забайкалье», где необходимо восстановить социальный блок, ключевой идеей которого является формирование и закрепление на юге Дальнего Востока постоянного населения.

Наконец, в настоящее время значительные возможности для развития г. Хабаровска открываются при реализации национальных проектов: доступное жилье; здравоохранение; образование; сельское хозяйство. В бюджете Российской Федерации на 2006 г. на национальные проекты закладывается 134,5 млрд. руб. Все они непосредственно связаны со стратегией развития г. Хабаровска, так как основаны на идее инвестирования в человеческий капитал. Например, уже принято решение о строительстве здесь регионального кардиологического центра. На его возведение и оборудование выделено 2,3 млрд. руб. Хорошие перспективы открываются для создания в г. Хабаровске региональных научно-образовательных центров.

Формирующийся в России Инвестиционный фонд в размере 70 млрд. руб. предполагается использовать для развития транспортной инфраструктуры. Хабаровск попал в число нескольких городов России, где будет построен крупный современный международный аэропорт (ХАБ). Начинается строительство второй очереди железнодорожного моста через р. Амур. На подходе газопровод с о. Сахалин, который будет продолжен до Владивостока, а в будущем пойдет в Китай и далее. Не минует Хабаровск и нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». Все эти проекты связаны с землеотводом и затронут интересы муниципальных образований, но влиять на сроки и масштабы их реализации местная власть вряд будет иметь возможность.

Существенно большие возможности открываются при создании особых экономических зон. Утверждение их в правительстве России носит конкурсный характер и от умения муниципальных властей мобилизовать местный интеллект и интересы бизнеса зависит успешность проекта.