(с изменениями на 9 августа 2021 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 9 июня 2010 года N 145-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 9 августа 2021 года N 344-пр
________________________________
В целях осуществления единого учета топлива предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, а также реализации распоряжения Губернатора Хабаровского края от 13 февраля 2006 г. N 76-р "О централизованной поставке топлива в районы Хабаровского края в 2006 году" Правительство края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации учета топлива, поставляемого в централизованном порядке муниципальным районам Хабаровского края, предназначенного для выработки тепловой и электрической энергии (далее - Положение).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований края:
2.1. Осуществлять контроль по учету топлива на предприятиях и учреждениях, оказывающих услуги тепло- и электроснабжения в соответствии с утвержденным Положением.
2.2. Организовать разработку местных инструкций на энергообъектах в соответствии с утвержденным Положением.
3. Пункт утратил силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 9 августа 2021 года N 344-пр - см. предыдущую редакцию.
Губернатор, Председатель Правительства края
В.И. Ишаев
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Правительства края
от 7 апреля 2006 г. N 49-пр
(с изменениями на 9 августа 2021 года)
Настоящее Положение носит рекомендательный характер по вопросам организации работ по учету топлива на предприятиях и организациях всех видов собственности, поставляемого в централизованном порядке, и предусматривает порядок и методы проведения этих работ.
1.1. Основным видом материальных ресурсов, расходуемых предприятиями на производство тепловой и электрической энергии, является топливо.
1.2. Все топливо, расходуемое на производство тепловой и электрической энергии и другие нужды (цели), а также хранящееся на складе и отпускаемое сторонним организациям, подлежит строгому учету.
Учет топлива включает в себя:
определение его количества и качества в соответствии с нормативно-технической документацией;
периодическую инвентаризацию;
предъявление претензий поставщикам и транспортным организациям при обнаружении расхождений по количеству и качеству;
документальную регистрацию выполняемых операций.
1.3. Для ведения учета топлива предприятия (энергообъекты) должны быть оснащены средствами измерения для контроля его качества и количества.
1.4. Поступление, переадресовка, расход (далее - движение) топлива на предприятиях (энергообъектах), а также остатки отражаются в формах первичной документации.
1.5. В целях определения фактических остатков, естественных потерь топлива, а также проверки правильности учета поступающего топлива и его расхода на предприятиях (энергообъектах) ежемесячно производится инвентаризация топлива.
1.6. Данные о количестве поступившего и израсходованного топлива и его остатках отражаются в статистической государственной и ведомственной отчетности.
1.7. Учет топлива подразделяется на оперативный и технический, каждый из которых ведется соответствующими службами и подразделениями предприятий.
Оперативный учет отражает движение топлива в натуральном исчислении и включает в себя:
приемку топлива, хранение по количеству и качеству, определение его расхода на производственные нужды, ведение претензионной работы, а также периодическую инвентаризацию;
анализ качественных показателей топлива.
Технический учет отражает расход топлива на производство тепловой и электрической энергии в натуральном и условном исчислении, при этом определяется основной показатель, характеризующий эффективность топливоиспользования на энергообъекте - удельный расход условного топлива на отпуск тепловой и электрической энергии, а также размеры экономии (перерасхода) топлива в целом по энергообъекту.
Оперативный и технический учет производится соответствующими техническими службами и уполномоченными лицами предприятий и организаций.
1.8. Ответственность за организацию учета движения топлива несет руководитель предприятия, организации, учреждения.
1.9. В договорах на поставку топлива необходимо предусматривать конкретные положения по проведению контроля количества и качества топлива как у поставщика, так и у потребителя, так как основным документом при рассмотрении споров в арбитражном суде является договор.
1.10. На предприятиях должен быть обеспечен контроль качества поступающего топлива. Контроль качества твердого и жидкого топлива может осуществляться периодически и обязательно в тех случаях, когда есть сомнения в соответствии качества топлива техническим условиям, стандартам и условиям поставки.
1.11. Настройка и техническое обслуживание установленных контрольно-измерительных приборов, предназначенных для непрерывного и периодического определения количества и качества топлива (весов, расходомеров, влагомеров, плотномеров, калориметров и др.), производятся уполномоченным подразделением по графику в соответствии с требованиями завода-изготовителя или другими документами, утвержденными руководством. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 9 июня 2010 года N 145-пр - см. предыдущую редакцию).
1.12. Предназначенные для коммерческих расчетов с поставщиками средства измерения (весы, уровнемеры, расходомеры, плотномеры, калориметры и др.) подлежат аттестации и периодической поверке территориальными органами Госстандарта России, и в установленные сроки предъявляются на госповерку.
1.13. Контроль за соблюдением сроков периодической проверки средств измерений, правильностью ведения поверок, правильностью учета твердого и жидкого топлива по количеству осуществляется соответствующей инженерно-технической службой предприятия или уполномоченным лицом под руководством главного инженера или иного руководителя.
1.14. Отбор проб топлива из вагонов, цистерн, резервуаров производится в соответствии с инструкциями, разработанными на основании существующих государственных стандартов.
1.15. Обработка проб топлива и выполнение всех видов их анализов производятся химической лабораторией, имеющей соответствующую аттестацию.
1.16. Сведения о движении топлива за сутки и результаты анализов качества поступившего и поданного на сжигание топлива фиксируются в журналах предприятия. Журналы составляются по каждому виду топлива в отдельности.
1.17. Окончательным документом о движении топлива за месяц является акт инвентаризации, утвержденный руководителем предприятия (приложение 1).
2.1.1. Масса жидкого топлива, поступающего в цистернах по железной дороге или автотранспортом, определяется методом взвешивания или обмера (объемно-массовым методом). Определение массы жидкого топлива в железнодорожных цистернах методом взвешивания является предпочтительным.
Масса жидкого топлива, поступающего водным транспортом, определяется по судовым замерам. В случае определения массы нефтепродуктов по замерам в резервуарах соблюдаются требования правил технической эксплуатации нефтебаз.
2.1.2. Масса твердого топлива, поступающего по железной дороге или автомобильным транспортом, определяется методом взвешивания на собственных вагонных или автомобильных весах. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 9 июня 2010 года N 145-пр - см. предыдущую редакцию).
2.1.3. Пункт исключен Постановлением Правительства Хабаровского края от 9 июня 2010 года N 145-пр - см. предыдущую редакцию.
2.1.4. При отсутствии собственных вагонных или автомобильных весов предприятием обеспечивается взвешивание топлива на весах ближайшей железнодорожной станции или ближайшего предприятия. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 9 июня 2010 года N 145-пр - см. предыдущую редакцию).
2.1.5. В случае приемки топлива на месте отгрузки контрольное взвешивание топлива предприятиями-получателями может не производиться.
2.1.6. Расчет массы оприходуемого топлива рассчитывается с учетом предельных расхождений и нормами естественной убыли при перевозках (приложение 5). Предельные расхождения и естественная убыль рассчитываются от массы нетто, указанной в накладных.
2.1.7. Приемка топлива по количеству может осуществляться по группе вагонов или по каждому вагону (цистерне) в отдельности, о чем должно быть указано в договоре на поставку топлива.
2.1.8. Определение массы жидкого топлива осуществляется объемно-массовым методом, при котором измеряют уровень топлива, температуру, плотность и массовую долю воды.
Объем топлива определяется:
в железнодорожных цистернах - с помощью метрштока или рулеткой с лотом и таблиц калибровки железнодорожных цистерн, исходя из их типа;
в автоцистернах - определяется по номинальной вместимости цистерн (по планку) в соответствии с калибровочным паспортом (автоцистерны должны быть поверены территориальными органами Госстандарта России);
водным транспортом - с помощью метрштока или рулеткой с лотом и таблиц калибровки грузовых танков.
Масса нефтепродуктов определяется путем умножения установленного по калибровочной таблице объема продукта на его плотность.
2.1.9. Порядок подачи и уборки вагонов (цистерн), способы учета простоя, места приемки, а также формы приемо-сдаточной документации устанавливаются договором на эксплуатацию подъездных путей, на подачу и уборку вагонов и погрузочно-разгрузочные работы, заключаемым предприятием с железной дорогой или другой организацией, осуществляющей транспортно-экспедиционное обслуживание.
2.1.10. Приемосдатчик получает от транспортной организации (железной дороги, речного или морского пароходства и др.) документы (накладные, коносаменты и др.) на топливо, которые сверяются с данными фактически поданных под разгрузку транспортных средств (номера транспортных средств, их типы, грузоподъемность, виды груза и др.). Сверка данных поступивших транспортных средств и вида груза на местах приема-сдачи может производиться также по ведомостям подачи и уборки вагонов или натурным листам, о чем должно быть указано в договоре.
Если на состав (группу вагонов) была выписана одна накладная, а в пути произошла утрата (отцепка) одного или нескольких вагонов, то железнодорожной станцией примыкания об этом в накладной должна быть сделана соответствующая отметка. Топливо, находящееся в прибывших вагонах, принимается в обычном порядке с отнесением результатов приемки к оставшемуся топливу.
2.1.11. Количество принятого топлива заносится в ведомость учета топлива, прибывшего в железнодорожных вагонах (цистернах), принятого взвешиванием (приложение 2) и объемно-массовым методом; количество принятого жидкого топлива (мазута) заносится в ведомость учета жидкого топлива, принятого обмером в железнодорожных цистернах (приложение 3).
2.1.12. Подписанные лицами, ответственными за приемку топлива, ведомости (приложение 2, 3) передаются учетчику топлива, а отобранные при приемке топлива пробы - в химическую лабораторию.
2.1.13. На основе данных, содержащихся в транспортных документах, результатов выполненных анализов проб учетчик топлива или другое лицо, уполномоченное выполнять его функции, производит расчет массы приходуемого топлива (приложение 4).
2.1.14. Определение массы приходуемого топлива производится в зависимости от фактического расхождения между массой топлива, определенной при приемке, и массой топлива, указанной в железнодорожной накладной.
При положительном или отрицательном значении фактического расхождения по абсолютному значению, не превышающем допустимого предельного расхождения, приходуется масса топлива, указанная в накладной.
При положительном расхождении, превышающем допустимое предельное расхождение, а также при отрицательном расхождении по абсолютному значению, превышающем сумму допустимого предельного расхождения и норму естественной убыли при перевозках, приходуется масса топлива, определенная при приемке.
При отрицательном значении фактического расхождения по абсолютному значению, не превышающем суммы допустимого предельного расхождения и нормы естественной убыли при перевозках, приходуется масса топлива, указанная в железнодорожной накладной, за вычетом нормы естественной убыли, которая списывается в установленном порядке.
2.1.15. При обнаружении недостачи приемка топлива осуществляется комиссией при участии представителя предприятия-получателя с соблюдением положений договора, требований действующих нормативно-правовых актов, с составлением акта приемки твердого и жидкого топлива взвешиванием и акта приемки жидкого топлива обмером в железнодорожных цистернах.
Эти акты составляются по каждой накладной или каждому поставщику в отдельности и утверждаются руководителем (заместителем руководителя) предприятия.
2.1.16. Сведения о недостаче топлива заносятся в сводную ведомость.
2.1.17. Акты являются основанием для подготовки претензионных и арбитражных документов.
2.1.18. При приемке топлива с участием представителя поставщика или представителя предприятия-получателя определение массы оприходованного топлива производится так же, как в подпункте 2.1.15. В случае отрицательного фактического расхождения, по абсолютному значению превышающего сумму допустимого предельного расхождения и норму естественной убыли при перевозках, поставщику предъявляются материальные претензии за недостачу топлива. Недостачей является фактическое расхождение, уменьшенное на норму естественной убыли при перевозках. Естественная убыль топлива списывается в установленном порядке.
2.1.19. При проведении приемо-сдаточных операций и обнаружении технических неисправностей вагонов (цистерн), признаков недостачи, хищений топлива и др. составляются коммерческие акты в соответствии с правилами перевозки грузов.
2.2.1. Приемка топлива по качеству заключается в контроле соответствия техническим условиям поступившего топлива и предусмотренным в договорах в зависимости от вида топлива и условий эксплуатации, по которым ведется претензионная работа (марка, зольность, влажность, содержание серы и др.).
2.2.2. Отобранные пробы в соответствии с действующими стандартами обрабатываются и анализируются по показателям, являющимся браковочными по условиям поставки топлива.
2.2.3. Результаты анализа проб фиксируются химической лабораторией в журнале по учету качества топлива.