Рост промышленного производства и количества транспортных средств резко увеличивает нагрузку на окружающую среду во всех ее составляющих: почва, вода и атмосфера. В результате их производственной деятельности образуются промышленные отходы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов опасности, от высоко опасных: ртутьсодержащие отходы, шестивалентный хром, гальваношламы; и до малоопасных: отработанные автопокрышки, отходы полимерных материалов, металлолом.
В Хабаровском крае накоплено свыше 30 тыс. тонн отработанных автошин, около 10 тыс. тонн отходов аккумуляторных батарей, 2 млн. тонн борогипса, около 20 млн. тонн металлургических шлаков, 4,5 тыс. тонн серы технической, 517 тонн сульфата натрия, около 400 тонн гальваношламов, лакокрасочные отходы и многое другое. Из ежегодно образующихся промышленных отходов в переработку попадает лишь около 7 процентов.
Приоритетными объектами реализации пилотных проектов, направленных на переработку и обезвреживание промышленных отходов, образующихся на предприятиях промышленности, транспорта и связи в Хабаровском крае, являются гальваношламы, отходы лакокрасочных материалов, аккумуляторных батарей, отработанные автошины и др.
Переработка промышленных отходов является наиболее целесообразной с точки зрения экономики, поскольку в большинстве случаев переработку можно разместить на базе уже существующих производственных площадей. На крупных промышленных и транспортных предприятиях уже имеется определенный научный, технологический и финансовый потенциал, а также оборудование и ресурсы.
Внедрение прогрессивных малоотходных технологий и современного оборудования позволит значительно снизить объемы захораниваемых и размещаемых на хранение промышленных отходов, увеличить выпуск товарной продукции, создать дополнительные рабочие места, пополнить бюджеты всех уровней и улучшить экологическую обстановку в Хабаровском крае. Примером может служить использование металлургических шлаков в дорожном строительстве, создавая при этом малоотходное высокорентабельное производство. Уже в 2006 году использование шлаков в дорожном строительстве будет доведено до 38 тыс. тонн.
Серьезной проблемой для предприятий, организаций и населения края является проблема размещения неутилизируемых промышленных отходов. На территориях существующих и обанкротившихся предприятий края накоплено около 200 тыс. тонн опасных отходов, из них порядка 40 процентов составляют неутилизируемые промышленные отходы, которые необходимо размещать на специализированных полигонах. Их номенклатура включает: неутилизируемые остатки нефтешламов, остатки химикатов и ртутьсодержащих шламов, гальваношламы, пестициды и лекарственные препараты. Основная масса опасных отходов находится на предприятиях, ликвидированных в результате банкротства. Ежегодный прирост в объеме 3 тыс. тонн дают действующие промышленные предприятия, такие как Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение, Дальневосточная железная дорога, другие предприятия промышленности и транспорта. В настоящее время значительно выросла и доля бытовых токсикантов. Это отходы бытовой химии, лакокрасочные отходы, отработанные автомобильные фильтры, просроченные медикаменты и многие другие. Их объем ориентировочно оценивается в 1,5 - 2 тыс. тонн.