ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2006 года N 77
О концепции развития сферы обращения с отходами
производства и потребления в Хабаровском крае на 2006 - 2010 годы
В соответствии с федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях обеспечения экологической безопасности Хабаровского края при обращении с отходами производства и потребления, комплексного решения вопросов по сбору и переработке отходов производства и потребления, снижения их негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Хабаровском крае на 2006 - 2010 годы;
меры по реализации Концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Хабаровском крае на 2006 - 2010 годы.
2. Министерствам и ведомствам края, иным органам исполнительной власти края обеспечить выполнение Концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Хабаровском крае на 2006 - 2010 годы, а также в течение 2006 года разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих ее реализацию.
3. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края разработать мероприятия, направленные на реализацию Концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Хабаровском крае на 2006 - 2010 годы.
4. Признать утратившими силу:
постановление главы администрации Хабаровского края от 27 января 2001 г. N 36 "О совершенствовании и развитии системы сбора (заготовки) и переработки отходов производства и потребления в Хабаровском крае на 2001 - 2005 годы";
постановление Губернатора Хабаровского края от 26 мая 2003 г. N 171 "О совершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство природных ресурсов края (Почеревин Г.Е.).
Губернатор
В.И.Ишаев
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Губернатора края
от 31 марта 2006 года N 77
Отходы производства и потребления относятся к одному из основных факторов антропогенного воздействия на окружающую природную среду, обуславливающих ухудшение условий жизни человека. Опыт свидетельствует, что полностью используется только часть добытого и переработанного сырья, тогда как большая часть превращается в отходы различной степени опасности. По мере использования материальных ресурсов они также переходят в категорию отходов. В итоге основная масса изъятых природных материалов трансформируется в отходы, которые зачастую представляют гораздо более высокую экологическую опасность, чем исходное сырье, и являются прямыми или косвенными источниками загрязнения всех компонентов окружающей среды.
Для сохранения качества окружающей природной среды наиболее оптимальным является путь совершенствования технологий производства. При этом либо внедряется безотходное производство, либо изменяется структура отходов и они становятся менее опасными, пригодными для дальнейшей переработки в продукцию хозяйственного назначения.
Экономическая заинтересованность сохраняется в сборе, заготовке и использовании только наиболее эффективных видов для поставки сырья на экспорт или для уже существующих производств по его переработке (макулатура, текстиль, пластики, цветные и черные металлы). Учитывая постоянное снижение ресурсного потенциала, любые отходы, образующиеся в сфере материального производства, а также в сфере услуг и быта, должны рассматриваться как вторичное сырье.
При общем понимании и участии в решении проблемы как конкретными исполнителями, так и в целом населением, будет достигнут переход к экологически безопасному, устойчивому развитию. Однако менталитет населения в настоящее время не позволяет кардинально решить проблему загрязнения окружающей природной среды отходами. В этой связи, не меньшее внимание должно быть уделено экологическому воспитанию и образованию населения.
Таким образом, решение проблемы, имеющей особую значимость для функционирования экономики, социального развития и условий проживания населения, осуществление единой государственной политики в сфере обращения с отходами на краевом уровне требуют применения комплексного подхода.
Сложившаяся в Хабаровском крае ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов характеризуется опасным загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов, значительным экономическим ущербом и представляет значительную угрозу здоровью населения края.
К началу 2005 года на территории Хабаровского края общее количество накопленных отходов производства и потребления составило более 40 млн. тонн (без учета отходов горнодобывающей и лесной промышленности, твердых бытовых отходов), в том числе:
отходы топливно-энергетического комплекса - 18 млн. тонн;
лигнин - 2 млн. тонн;
шлам борогипса - 1 млн. тонн;
металлургические шлаки - 20 млн. тонн.
На территориях предприятий края накоплено большое количество токсичных отходов. В основном они представлены нефтешламами (отходы нефтеперерабатывающей промышленности), остатками химикатов и ртутьсодержащими шламами предприятий, ликвидированных в результате банкротства (ОАО "Амурскбумпром", ОАО "Комсомольский сернокислотный завод"), отработанными аккумуляторными батареями, загрязненными ртутью отвалами шлихообогатительных производств золотодобывающих предприятий (около 860 тыс. тонн) и гальваническими шламами (в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, пос. Солнечный - более 400 тонн).
Серьезную проблему для края представляет длительное хранение ртутьсодержащих шламов, относящихся к первому классу опасности, а также пестицидов, гербицидов и других ядохимикатов, накопленных на складах сельскохозяйственных предприятий, с истекшими сроками годности и запрещенных к применению.
На очистных сооружениях городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре накоплено около 1 млн. тонн твердых иловых осадков и ежегодно образуется более 50 тыс. тонн.
С ростом потребления товаров, увеличения их количества и ассортимента, количество твердых бытовых отходов (ТБО) ежегодно растет. Все большую долю занимают отходы из синтетических материалов, которые практически не разлагаются естественным путем и требуют промышленной переработки.
На промышленных площадках автомобильных, авиационных, судостроительных и судоремонтных предприятий края, которые чаще всего не отвечают ни экологическим, ни гигиеническим требованиям, накоплено около 200 тыс. тонн высоко опасных отходов. Таких предприятий в крае зарегистрировано свыше 500.
В автотранспортных предприятиях края и у частных автовладельцев накоплено свыше 30 тыс. тонн отработанных автомобильных покрышек (4-й класс опасности) и отработанных аккумуляторных батарей около 10 тыс. тонн (3-й класс опасности).
Одним из основных показателей, характеризующих неблагополучную ситуацию в области обращения с отходами, является санитарное состояние почв. По результатам лабораторных анализов более половины почв в крае не соответствуют гигиеническим нормативам. К районам с наиболее высоким уровнем загрязнения почв относятся "Техноэкополис Комсомольск - Амурск - Солнечный (КАС)", г. Хабаровск и Хабаровский район, Ванинско-Совгаванский промышленный узел.
Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре (1,1 млн. тонн и 0,5 млн. тонн соответственно).
Многие виды отходов являются общими для большинства районов края. Например, повсеместно образуются нефтесодержащие отходы, металлолом, отработанные автошины, аккумуляторы и ртутьсодержащие лампы, золошлаковые отходы, твердые бытовые отходы.
Вместе с этим многие из образующихся на территории края отходов обладают материально-ресурсным потенциалом и могут быть использованы для производства товарной продукции, выполнения работ и услуг, получения электрической и тепловой энергии.
В крае проводится работа по реализации конкретных мероприятий по решению проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления. В целях предотвращения загрязнения окружающей среды отходами, усиления контроля за перемещением, использованием, хранением и утилизацией особо опасных видов отходов в последние пять лет был принят ряд постановлений Губернатора Хабаровского края, направленных на совершенствование регулирования сферы обращения с отходами.
Продолжается работа по наращиванию технологической базы по переработке отходов, как необходимое условие вовлечения их в хозяйственное использование, уменьшение их количества.
В 2003 году запущен в эксплуатацию производственный участок по переработке люминесцентных ламп и ртутьсодержащих шламов в г. Амурске ООО "Региональный экологический центр демеркуризации".
ООО "Бриз" в 2004 году смонтирована и запущена в эксплуатацию установка по утилизации изношенных автошин методом механической переработки. Проводится экспериментальная утилизация изношенных автошин и отходов резинотехнического производства методом пиролиза. Компанией "Баск-Пластик" и ООО "Фирма "Лорен" освоен выпуск товаров народного потребления из отходов полимеров (более 60 и 30 наименований соответственно). ООО "Фирма "Лорен" приобретена и пущена в эксплуатацию линия по переработке вторичных полимеров. Пущена в эксплуатацию установка по сепарации нефтешламов "Флоттвег" на ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод". ООО "Биотех" совместно с МУП "Водоканал" (г. Хабаровск) внедряется технология переработки иловых осадков очистных сооружений с использованием пивной дробины.
КГУ ДПО "Хабаровский институт повышения квалификации кадров в области экологии и природопользования" при поддержке министерства природных ресурсов края организована и проводится профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами на территории Хабаровского края.
Предприятия-переработчики отходов ежегодно принимают участие в торгово-промышленных выставках-ярмарках.
Существует ряд проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления:
- отсутствуют рентабельные технологии утилизации многих видов опасных отходов (гальваношламы, отходы лакокрасочных средств, шламы минеральных масел, хвосты и шламы горнодобывающего производства), что увеличивает риск экологически неблагоприятных изменений окружающей среды. Проблемными также остаются и пока не находят практического решения вопросы использования шлака автономных котельных промышленных предприятий и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, отходы агрохимикатов, утилизация отходов, оставшихся на территории расположения ликвидированных воинских частей;
- для захоронения направляется большое количество твердых отходов, уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов низкий. Практически все свалки края не соответствуют санитарно-эпидемиологическим и природоохранным требованиям и должны быть обустроены в соответствии с экологическими требованиями либо закрыты и рекультивированы;
- в крае отсутствует полигон для захоронения неутилизируемых промышленных отходов, что приводит к их чрезмерному накоплению на не отвечающих экологическим и гигиеническим требованиям промышленных площадках предприятий, загрязнению воды и почвы;
- недостаточно экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Концепция развития сферы обращения с отходами производства и потребления нацелена на предотвращение и ликвидацию вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения с максимальным вовлечением отходов в хозяйственный оборот.
Меры по реализации концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления (далее - меры) включают:
административно-организационные меры, включая нормативно-правовое регулирование;
- научно-техническое обеспечение,
- информационно-образовательные меры.
Отходы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в настоящее время создают наиболее серьезную проблему в Хабаровском крае. Ежегодно образуется около 1,2 млн. тонн золошлаковых отходов. На конец 2005 года накоплено 18 млн. тонн золошлаковых отходов, занимающих 550 га земли. Из накопленных свыше 200 тыс. тонн высоко опасных отходов, до 80 процентов составляют нефтеотходы: отработанные масла, нефтешламы, кислые гудроны, смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) и др. (3-й класс опасности).
В мировой практике использование золы ТЭЦ основывается на производстве строительных материалов. В крае данное направление не развито, лишь на нескольких предприятиях золошлаки частично используются при производстве кирпича.
По состоянию на конец 2005 года накоплено свыше 90 тысяч тонн нефтеотходов, объем которых ежегодно увеличивается на 8 - 9 тысяч тонн. Данные по их накоплению в Хабаровском крае показывают, что переработка нефтеотходов не перекрывает объемы ежегодного образования. Основными загрязнителями являются нефтеперерабатывающие заводы городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, нефтебазы, предприятия ДВЖД, автотранспортные предприятия, машиностроительный комплекс, предприятия Амурского речного пароходства.
В связи со значительным увеличением количества автотранспортных средств на территории края проблема утилизации нефтеотходов значительно обострилась. Большое значение имеет охрана почв и почвенных вод от загрязнения нефтепродуктами, которые попадают в почву в процессе их транспортировки, хранения, затаривания и т.д. Нефтепродукты оказывают токсическое действие на растения, почвенную микрофлору и животных.
В настоящее время в Хабаровском крае недостаточно полно решаются вопросы переработки, утилизации и захоронения отходов ГСМ и нефтешламов. Не решенной остается проблема утилизации СОЖ. До настоящего времени вся промасленная органика - тряпки, тара, бумага, ветошь, опилки и др. сжигаются в котельных, работающих на твердом топливе, либо размещаются в необорудованных местах на территориях предприятий.
На сегодняшний день существует несколько видов технологий обезвреживания нефтеотходов: механическое, микробиальное, термическое, регенерация и повторное использование. В ближайшей перспективе основным способом утилизации нефтеотходов должно стать применение безопасных технологий термического уничтожения.
Меры, связанные с переработкой нефтешламов, имеют два аспекта - экологический и экономический. Переработка отходов должна приводить к их уменьшению и не наносить экологического ущерба. С учетом важности и необходимости затрат на восстановление окружающей среды предпочтение отдается технологиям, обеспечивающим покрытие затрат на переработку отходов и приносящим прибыль за счет использования выходных продуктов в виде тепла, строительных материалов. Необходимо создание системы сбора и регенерации отработанных масел, развитие экономических механизмов функционирования системы.
В крае накоплено более 2 млн. тонн лигнина - отходов гидролизного производства. Проводимые экспериментальные работы в области создания товарной продукции имеют положительные результаты, но в настоящее время не получили дальнейшего развития в виде промышленного производства.
В связи с ликвидацией мощностей по глубокой переработке низкотоварной древесины и отходов лесопиления (Амурский ЦКК, Хорский гидролизный завод, Хорский биохимический завод) ежегодно в крае образуется до 2,5 млн. куб. м отходов лесопромышленного производства и низкотоварной древесины.
Древесные отходы способствуют возникновению пожаров, являющихся источниками задымления близлежащих городов и поселков. Все это наносит значительный ущерб здоровью населения, особенно детям и беременным женщинам, а также качеству окружающей среды. Древесные отходы, попадая в различные водоемы и зоны затопления, разлагаются без доступа кислорода, и служат источником фенольных соединений, отравляя водоемы. Древесные отходы, образующиеся в больших объемах во многих районах края, являются одним из крупных неиспользованных ресурсов для малой энергетики. Перспективной схемой их утилизации является схема, исключающая вывоз древесных отходов на полигоны и предусматривающая их комплексную переработку путем сжигания в специальных котлах, с получением тепловой и электрической энергии. Решением проблемы обеспечения тепловой и электрической энергией поселений, специализирующихся на заготовке и обработке древесины, может стать установка специализированных котлов по сжиганию древесных отходов.
Другим направлением утилизации древесных отходов является их термическая переработка в специализированных установках, с получением активированных углей в виде товарной продукции.
Успешно применяются отходы деревообработки в современных технологических процессах, например, в качестве топлива для сушки пиломатериалов и технологических заготовок.
Проблема утилизации твердых бытовых отходов является одной из самых насущных на сегодняшний день в сфере обращения с отходами. Ежегодно в крае образуется более 650 тыс. тонн твердых бытовых отходов (ТБО), утилизация данных отходов составляет 4 - 5 процента. Количество производимых ТБО на каждого жителя Хабаровского края с каждым годом возрастает. В крае зарегистрировано 158 санкционированных свалок ТБО и 147 крупных несанкционированных, при этом в крае нет ни одного полигона ТБО с необходимым инженерным обустройством. Площадь сельскохозяйственных и лесных угодий, выведенных из оборота, составляет свыше трех тысяч гектаров. Фильтрат от свалок продолжает загрязнять подземные водотоки, а их постоянное горение отравляет воздушные бассейны близлежащих городов и поселков. Низкая степень использования ТБО приводит к тому, что в настоящее время основная часть отходов размещается либо на свалках, либо на специализированных площадках до лучших времен. Около половины существующих свалок подходят к полному использованию своего ресурса. Одна из самых неблагополучных ситуаций с размещением ТБО сложилась в городе Хабаровске. Расположенная в черте города Березовская свалка практически исчерпала свой ресурс еще в 2004 году, однако до сих пор эксплуатируется, при этом она не отвечает ни экологическим, ни санитарным, ни гигиеническим требованиям. К тому же она расположена в непосредственной близости от 17-ти водозаборных скважин, онкологического центра, филиала ОАО "Балтика-Хабаровск" и жилых микрорайонов.
Деятельность в области обращения с твердыми бытовыми отходами, осуществляемая органами местного самоуправления, включает в себя следующие направления:
- обустройство свалок, строительство современных полигонов по захоронению ТБО;
- организацию эффективной системы сбора и транспортировки ТБО;
- внедрение системы двухстадийного вывоза ТБО и внедрение перспективных моделей собирающих транспортных средств;
- совершенствование управления транспортными потоками ТБО;
- модернизацию контейнерного парка и урнового хозяйства, в том числе организацию специализированного производства;
- создание современных и эффективных производственных комплексов по сортировке и переработке ТБО.