Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2005 года N 140-пр


О стратегии развития жилищного строительства
на территории Хабаровского края до 2010 года

(с изменениями на 22 февраля 2007 года)

________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 04 июня 2010 года N 140-пр

_________________________


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 февраля 2007 года N 34-пр
     ________________________________


В последние годы в Хабаровском крае наметилась устойчивая тенденция увеличения объемов жилищного строительства. За 2002-2004 годы введено 457 тыс. кв. метров жилья. За счет бюджетных средств с 2002 года построено 6 специализированных домов для ветеранов Великой Отечественной войны на 283 квартиры, 6 молодежных жилищных комплексов на 777 квартир, 350 квартир для работников бюджетных отраслей, введено 11,3 тыс. кв. метров жилья для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. Ожидаемый ввод жилья в 2005 году составит 186,9 тыс. кв. метров, что на 37,2 процента больше уровня 2002 года.

Вместе с тем существенного изменения ситуации в жилищной сфере обеспечить пока не удалось.

На начало 2005 года в крае в очереди на улучшение жилищных условий состояло 69,8 тыс. семей. Действующие федеральные жилищные программы направлены на обеспечение жильем только отдельных категорий граждан, их эффективность низка из-за недостаточного объема финансовых ресурсов, выделяемых из федерального бюджета. В связи с ограниченной платежеспособностью населения приобретение (строительство) жилья является в настоящее время недоступным для значительной части жителей края.

Увеличение объемов жилищного строительства сдерживается также недостаточно развитой конкурентной средой на рынке строительства жилья, необеспеченностью планируемых участков застройки объектами инженерной инфраструктуры, действующей практикой выдачи технических условий на подключение к инженерным системам, включающих дополнительные обременения по строительству и реконструкции внеплощадочных инженерных сетей, несовершенством нормативной правовой базы градостроительной деятельности, сложностью процедур оформления разрешительной документации на строительство.

Для обеспечения роста объемов нового жилищного строительства необходимо скоординировать усилия Правительства края, Законодательной Думы Хабаровского края, представительных и исполнительных органов местного самоуправления, предприятий строительного комплекса края, хозяйствующих субъектов и бизнеса по следующим направлениям:

формирование нормативной правовой базы в сфере градостроительной деятельности;

устранение ограничений на рост предложения строящегося жилья;

переход к современным энергосберегающим архитектурно-строительным решениям и формирование эффективного рынка строительной индустрии;

развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства, в первую очередь долгосрочного ипотечного кредитования;

исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

В целях создания сбалансированного рынка жилья Правительство края

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития жилищного строительства в Хабаровском крае до 2010 года (далее - Стратегия).

2. Утвердить прилагаемые:

Прогнозные показатели по вводу жилья в городах и районах Хабаровского края на период до 2010 года (далее - Прогнозные показатели);

Мероприятия по увеличению объемов жилищного строительства и повышению его доступности для населения на период до 2010 года (далее - Мероприятия).

3. Министерству строительства края (Мишин В.Е.):

3.1. Обеспечить разработку и уточнение краевой нормативной правовой базы, необходимой для реализации в крае национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

3.2. Обеспечить постоянный мониторинг выполнения Мероприятий и при необходимости ежегодно вносить соответствующие предложения по их корректировке.

4. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.) совместно с министерством строительства края при формировании проекта краевого бюджета на очередной финансовый год вносить в установленном порядке предложения о предоставлении государственных гарантий Хабаровского края предприятиям и организациям, участвующим в реализации целевых программ жилищного строительства с привлечением бюджетных средств.

5. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) финансирование первоочередных мероприятий по развитию жилищного строительства в Хабаровском крае производить в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на эти цели.

6. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края:

6.1. Принять участие в реализации Стратегии.

6.2. Разработать мероприятия по обеспечению выполнения Прогнозных показателей, утвержденных настоящим постановлением.

6.3. Обеспечить софинансирование объектов жилищного строительства, строящихся в рамках реализации федеральных и краевых программ.

7. Рекомендовать заказчикам-застройщикам жилья независимо от форм собственности и источников инвестиций выбор проектных и подрядных организаций осуществлять путем открытых конкурсных торгов.

8. Рекомендовать хозяйствующим субъектам края принять корпоративные программы обеспечения жильем своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по вопросам строительства и топливно-энергетического комплекса Попова В.А. Ежегодно в срок до 1 февраля информировать Губернатора края о ходе исполнения настоящего постановления.

Губернатор, Председатель Правительства края
В.И. Ишаев



ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Хабаровского края
от 15 декабря 2005 года N 140-пр

СТРАТЕГИЯ
развития жилищного строительства в Хабаровском крае до 2010 года

(с изменениями на 22 февраля 2007 года)


1. Введение


В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. обеспечение граждан России доступным жильем определено как одна из приоритетных общенациональных задач.

Реальная возможность улучшения жилищных условий для значительных групп населения на основе платежеспособного спроса будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.

Для создания в крае рынка доступного жилья и определения долгосрочных ориентиров и основных направлений дальнейшего развития жилищного строительства необходим анализ текущей ситуации и выявление проблем, препятствующих достижению поставленных целей.

Стратегия развития жилищного строительства в Хабаровском крае до 2010 года (далее - Стратегия) определяет государственную политику Хабаровского края в сфере жилищного строительства и направлена на повышение благосостояния населения, увеличение объемов ввода жилья, обеспечение высоких потребительских характеристик жилых зданий, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности.

Увеличение объемов жилищного строительства окажет существенное влияние на макроэкономические параметры, обеспечит развитие смежных секторов экономики и рост занятости населения.

2. Современная ситуация в обеспечении граждан жильем и факторы,
сдерживающие рост объемов жилищного строительства


На начало 2005 года жилищный фонд Хабаровского края составил 27,9 млн. кв. метров общей площади, из которых 23,3 млн. кв. метров (83,3 %) сосредоточено в городах, 4,6 млн. кв. метров (16,7%) - в сельской местности. Жилищный фонд края в основном включает здания, возведенные на основе технических и архитектурно-планировочных решений 60 - 80-х годов.

Уровень обеспеченности жильем в крае в расчете на душу населения составляет 19,7 кв. метров общей площади жилья, что на 4% ниже показателя в среднем по России (20,5 кв. метров). Третья часть всех семей имеет менее 9 кв. метров на человека. Полностью благоустроенным является 87% жилищного фонда края в городах и 30% жилья, расположенного в сельской местности.

Жилищная проблема усугубляется также процессом старения жилого фонда, 1,2 млн. кв. метров размещено в ветхих и аварийных строениях. В нем проживают более 84 тыс. граждан, или 5% населения края, в том числе 16 тыс. человек - в аварийном жилье.

В очереди на улучшение жилищных условий на начало 2005 года в крае состояло 69,8 тыс. семей. В 2004 году из числа очередников получили жилье 2,8 тыс. семей (3,8% от общего числа). Для обеспечения жильем всех нуждающихся граждан необходимо 3,4 млн. кв. метров жилья, что в стоимостном выражении требует более 70 млрд. рублей инвестиций в текущих ценах.

В последние три года наметилась тенденция ежегодного увеличения объемов жилищного строительства. За период 2002 - 2004 годов в крае введено 457,0 тыс. кв. метров нового жилья. В 2004 году построено 2402 квартиры (включая жилые помещения в общежитиях) общей площадью 180,8 тыс. кв. метров, что на 29,1% больше, чем в 2003 году, и на 32,7% больше, чем в 2002 году.

Динамика ввода в действие жилых домов по Хабаровскому краю

Год

Всего (тыс. кв. м)

В процентах к предыдущему году

В том числе индивидуальными застройщиками (тыс. кв. м)

В процентах к предыдущему году

2002

136,2

105,1

28,7

133,0

2003

140,0

102,8

23,2

81,0

2004

180,8

129,1

31,3

134,9

2005 (январь - октябрь)

129,7

160,0

23,7

102,3


В 2005 году планируется обеспечить ввод жилья в объеме 186,9 тыс. кв. метров, что на 3,4% больше уровня 2004 года. При этом на одного жителя края приходится 0,132 кв. метра, что составляет только 27% от уровня жилья, введенного на душу населения в 1990 году.

Основные объемы жилищного строительства приходятся на города Хабаровск (68% от общего объема) и Комсомольск-на-Амуре (13,1%), Хабаровский район (6,1%), Советско-Гаванский район (1,5%), район имени Лазо (2,0%), остальные 9,3% - на Николаевский, Амурский, Бикинский, Ванинский, Вяземский и другие районы края. В отдаленных северных районах (Охотский, Тугуро-Чумиканский) строительство жилья не ведется.

Наблюдается рост объемов индивидуального жилищного строительства. В 2004 году населением за свой счет и с помощью кредитов построено 306 собственных жилых домов общей площадью 31,3 тыс. кв. метров, что составило 134,8% к уровню 2003 года. Доля индивидуального домостроения в общем объеме построенного жилья составила 17,3% (в 2003 году - 16,6%).

Наряду с положительной динамикой объемов ввода жилья улучшаются и его потребительские качества. Так в 2003 году средний размер строящихся квартир составлял 66 кв. метров общей площади, в 2004 году - 75 кв. метров. Средняя площадь строящихся индивидуальных жилых домов составляет 130 кв. метров.

Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства. Суть начатых в 90-х годах преобразований в жилищной сфере состоит в переходе от дотаций предложения на рынке жилья к всемерной поддержке покупательной способности граждан. Начальным этапом явилась активная приватизация жилищного фонда. В 2004 году доля частного жилищного фонда составила 52,7% по сравнению с 33% в 1990 году, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 38,7%.

Государство перестало быть доминирующим участником данного сектора, основным инвестором в настоящее время является население края (более 50% от общего объема жилья, введенного в 2004 году).

Ввод в действие жилых домов по формам собственности

2002 год

2003 год

2004 год

тыс. кв. метров

удельный вес в общем вводе жилья (процентов)

тыс. кв. метров

удельный вес в общем вводе жилья (процентов)

тыс. кв. метров

удельный вес в общем вводе жилья (процентов)

Всего

136,2

100,0

140,0

100,0

180,8

100,0

в том числе по формам собственности:

государственная

75,3

55,3

85,7

61,2

78,6

43,5

муниципальная

17,6

12,9

23,8

17,0

5,8

3,2

частная (населением за свой счет и с помощью кредитов, жилищно-строительными кооперативами)

43,3

31,8

30,5

21,8

96,4

53,3


Структура инвестиций в жилищное строительство

2002 год

2003 год

2004 год

Источники инвестиций

млн. рублей

удельный вес в процентах

млн. рублей

удельный вес в процентах

млн. рублей

удельный вес в процентах

Всего

1605,5

100,0

2136,5

100,00

3068,8

100,0

Средства предприятий и организаций

560,5

35,0

273,9

12,80

342,4

11,2

Привлеченные средства (кредиты банков и заемные средства других организаций)

3,4

0,2

0,234

0,01

293,4

9,5

Бюджетные средства

379,4

23,6

557,4

26,00

836,9

27,3

из них:

федеральный бюджет

234,0

14,6

318,2

14,80

180,9

5,9

бюджет края

145,4

9,0

239,2

11,20

656,0

21,4

Средства граждан

662,1

41,2

1305,0

61,19

1596,1

52,0


Средняя стоимость продаж одного кв. метра общей площади квартир в 2005 году колеблется:

- на первичном рынке жилья от 21,8 тыс. рублей за типовые квартиры до 32,4 тыс. рублей за элитные квартиры;

- на вторичном рынке жилья от 20,5 тыс. рублей за типовые квартиры до 34,4 рублей за элитные квартиры.

Начиная с 2001 года темпы роста цен на жилье опережают инфляцию.

Индексы цен на рынке жилья в сравнении с индексом потребительских цен

Показатели

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

Индекс цен на первичном рынке жилья

108,96

128,25

141,94

130,38

122,10

Индекс цен на вторичном рынке жилья

114,10

139,31

139,28

127,09

127,63

Индекс потребительских цен

119,94

123,51

117,64

115,28

113,80

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»