Автомобильные дороги общего пользования являются составной частью транспортной системы Хабаровского края. Одной из важнейших задач обеспечения долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, эффективности обслуживания пользователей, оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства, является выполнение полного комплекса работ по содержанию автомобильных дорог.
Содержание дорог - осуществляемый в течение всего года (с учетом сезона) комплекс профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями и полосой отвода, элементами обустройства дорог, организации и безопасности движения, а также устранение незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильной дороги относятся: обеспеченная скорость, пропускная способность, уровень загрузки ее движением, непрерывность, комфортность и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой) в соответствии с категорией дороги.
Содержание территориальных автомобильных дорог Хабаровского края в соответствии с Концепцией предусматривает проведение комплекса круглогодичных работ для минимально допустимого уровня содержания на всей сети дорог. В рассматриваемый период необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению функционирования устойчивой и эффективной системы содержания дорог, способной обеспечить уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.
Работы по зимнему содержанию дорог должны обеспечивать сохранение и восстановление обтекаемого поперечного профиля, для чего снежные валы, образующиеся после патрульной снегоочистки на обочинах, должны быть удалены за пределы земляного полотна.
В этот комплекс входят следующие мероприятия, проводимые дорожной службой:
- защита дороги от снежных заносов и лавин;
- очистка дороги от снега;
- борьба с зимней скользкостью;
- борьба с наледями.
В летнее время работы по содержанию земляного полотна будут направлены на сохранение его геометрической формы, постоянное поддержание в рабочем состоянии различных водоприемных, водоотводных и водопропускных устройств, что способствует обеспечению требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, обочин и откосов. Особое внимание будет уделяться участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам появления и развития пучин, участкам дорог на болотах.
В летнее время содержание дорожных одежд с различными типами покрытий сводится к следующему:
- систематическое профилирование гравийных и щебеночных покрытий;
- периодическое исправление поперечного профиля;
- восполнение износа путем россыпи гравия, щебня;
- обеспечение непрерывного действия водоотвода;
- обеспылевание дорог;
- ямочный ремонт усовершенствованных покрытий, устранение выбоин, волн, наплывов, проломов;
- заделка трещин;
- обеспечение равномерного износа поверхностной обработки. Содержание искусственных сооружений включает следующие виды работ:
- надзор, состоящий из определенной системы наблюдений, в целях своевременного обнаружения повреждений и дефектов, снижающих транспортно-эксплуатационные качества сооружения, или предупреждения возможности возникновения этих явлений;
- уход - комплекс организационных и технических мероприятий по сбору и удалению с мостового сооружения вредных веществ и посторонних предметов для предотвращения образования дефектов и повреждений, обеспечивающих надлежащее состояние сооружению и его внешнему виду;
- профилактика - предупредительные меры для поддержания мостового сооружения в исправном и работоспособном состоянии, обеспечивающие устранение небольших дефектов на стадии, когда они не являются опасными для сооружения (грузоподъемности, безопасности движения и долговечности) и требуют для их устранения минимальных затрат (износ элементов сооружения не превышает 10%);
- планово-предупредительный ремонт (ППР) обеспечивает устранение дефектов на ранней стадии износа элементов сооружения (до - 25%) при относительно малых денежных затратах и предупреждает снижение грузоподъемности, безопасности движения и долговечности сооружения.
После определения требуемых видов работ и их объемов были составлены сметы на текущее зимнее и летнее содержание. В результате расчетов получены текущие затраты на летнее и зимнее содержание на 1 км для каждой дороги Хабаровского края.
Прогнозируемые затраты на содержание территориальных автомобильных дорог общего пользования в условиях действующих бюджетных ограничений по годам рассматриваемого периода составят.