Недействующий

Об утверждении Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования в части общих требований к его структуре и содержанию

2. Структура и содержание Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования


2.1. Наряду с настоящим документом, определяющим в рамках компетенции Хабаровского края - субъекта Федерации общие требования к стандартизации в сфере образования, в установленном порядке разрабатываются и утверждаются документы, определяющие конкретные требования и нормативы в отношении объектов стандартизации сферы образования и являющиеся неотъемлемой частью Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

2.2. Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования определяет: - минимум содержания основных общеобразовательных программ, отражающий природные, экономические и социокультурные особенности Хабаровского края (регламентируются документом, именуемым:

"Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Базисный учебный план учреждений общего образования Хабаровского края");

- краевые требования к минимуму содержания и уровню подготовки школьников по отдельным образовательным дисциплинам (курсам, областям знаний), включенным в Базисный учебный план учреждений общего образования Хабаровского края в качестве краевого компонента, и критерии оценки достижения учащимися требований стандарта (регламентируются документами, именуемыми: "Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования, Стандарт образовательной дисциплины (курса, области знаний)");

- дополнительные краевые требования к минимуму содержания и уровню подготовки школьников по отдельным образовательным областям (дисциплинам), включенным в Базисный учебный план учреждений общего образования Хабаровского края в качестве инвариантной части Федерального компонента, и критерии оценки достижения учащимися требований стандарта (регламентируются документами, именуемыми:

"Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области (дисциплины)");

- санитарно - гигиенические требования, предъявляемые к организации образовательного процесса в учреждениях общего образования Хабаровского края (регламентируются документом, именуемым: "Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

Санитарно - гигиенические требования к организации образовательного процесса").

Перечень документов, устанавливающих краевые требования к отдельным объектам стандартизации в сфере образования является открытым и уточняется по мере совершенствования деятельности по стандартизации в сфере образования.

2.3. Требования Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования к основным общеобразовательным программам и условиям их реализации на территории Хабаровского края основаны на федеральных требованиях, не нарушают их и составлены в их развитие с учетом геополитических, природных, исторических, культурных и других особенностей Хабаровского края.

2.4. Реализация основных общеобразовательных программ в учреждениях общего образования на территории Хабаровского края осуществляется на основе вариантов учебных планов, разрабатываемых учреждениями самостоятельно в соответствии с Базисным учебным планом учреждений общего образования Хабаровского края.

Базисный учебный план учреждений общего образования Хабаровского края является основополагающим документом и разрабатывается на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, устанавливающего структуру содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (включая логику развертки его основных компонентов, минимальное количество часов, отведенных на изучение образовательных областей, минимальную обязательную и предельно допустимую нагрузку учащихся).

Образовательные области Базисного учебного плана учреждений общего образования Хабаровского края могут включать за счет вариативной части Базисного учебного плана обоснованный набор учебных предметов, курсов или разделов, отражающих природные, геополитические, социально - экономические, культурные и другие особенности края.

Базисный учебный план учреждений общего образования Хабаровского края разрабатывается и утверждается в порядке, установленном постановлением главы администрации Хабаровского края.

2.5. Документ, именуемый "Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Стандарт образовательной дисциплины (курса)", устанавливает требования к минимуму содержания и уровню подготовки школьников по отдельным образовательным дисциплинам (курсам), включенным в Базисный учебный план учреждений общего образования Хабаровского края в качестве инвариантной части краевого компонента, и критерии оценки достижения учащимися требований этого минимума.

Введение дополнительных образовательных дисциплин (курсов) в Базисный учебный план учреждений общего образования в качестве инвариантного краевого компонента определяется потребностями системы общего образования Хабаровского края в создании механизмов формирования сознательного отношения учащихся к различным сторонам окружающей действительности, в недостаточной степени предоставляемых федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Необходимость введения дополнительных образовательных дисциплин (курсов) в качестве инвариантного краевого компонента Базисного учебного плана учреждений общего образования Хабаровского края диктуется потребностями самоопределения школьников по отношению к отдельным сферам жизнедеятельности Хабаровского края.

Дополнительные образовательные дисциплины (курсы), составляющие инвариантный краевой компонент Базисного учебного плана учреждений общего образования Хабаровского края, выделяются в качестве самостоятельных, так как содержание соответствующей подготовки учащихся несводимо к рассредоточенному изучению основ, представленных федеральным Базисным учебным планом учебных дисциплин и курсов.

Выделяются следующие "нерастворенные" в федеральном спектре образовательных областей дополнительные образовательные дисциплины (курсы):

- Область знаний "Основы психолого - педагогических знаний";

- "Мир профессий";

- "Информатика";

- "Основы экономики и права".

Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также для образовательных учреждений, работающих в режиме краевых экспериментальных площадок комитетом образования администрации Хабаровского края может быть установлен другой спектр дополнительных образовательных дисциплин (областей, курсов).

Документ, именуемый "Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Стандарт образовательной дисциплины (курса)", определяет обязательный минимум содержания обучения по соответствующим образовательным дисциплинам (курсам) и включает в себя: - целеполагание и краткую характеристику образовательной дисциплины (курса);

- базовое (инвариантное) содержание образовательной дисциплины (курса) в объеме, достаточном для достижения соответствующих целей и задач с учетом разбивки по часам Базисного учебного плана учреждений общего образования Хабаровского края, а также распределение по ступеням (классам) общеобразовательной школы;

- требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.

Различные методические концепции реализации настоящих требований краевого компонента государственного образовательного стандарта могут разрабатываться и приниматься на конкурсной основе.