Действующий

О концепции управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск»

В настоящее время зарегистрировано 10 хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых имеются пакеты акций (доли), принадлежащие муниципальному образованию городскому округу «Город Хабаровск». Правовые основы участия муниципальных образований в хозяйственных обществах определяются Гражданским Кодексом РФ, федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью». Следует отметить, что органы местного самоуправления не вправе выступать учредителем хозяйственных обществ, если иное не установлено законом. В соответствии с Федеральным законом N 178 от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества» в качестве способа приватизации муниципального имущества предусматривается, что по решению органа местного самоуправления муниципальное имущество может быть внесено в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» межмуниципальные хозяйственные общества могут учреждаться в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В зависимости от степени участия городского округа «Город Хабаровск» в уставных капиталах хозяйственные общества могут быть классифицированы следующим образом:

-2 акционерных общества- 100 процентов акций находится в муниципальной собственности;

-1 акционерное общество- более 50 процентов акций находится в муниципальной собственности;

- 4 акционерных общества- менее 50 процентов акций находится в муниципальной собственности;

-3 общества - доля муниципального образования в уставном капитале составляет более 50 процентов.

Доход местного бюджета от участия в хозяйственных обществах в виде дивидендов составил:

- в 2003 году - 213.305 рублей

- в 2004 году - 194.500 рублей

Муниципальное образование управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных обществах через институт своих представителей, назначенных Мэром города.

Нельзя признать эффективной систему управления посредством института представителей по следующим основаниям:

а) существующий порядок назначения муниципальных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые мигли бы существенно снизить риски муниципального образования;

б) поскольку цели муниципального образования и его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных обществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для администрации города, деятельность представителей администрации города основывается на собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями и закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания интересов администрации города, с другой- к отсутствию оснований для применения мер ответственности за неэффективность управления;

в) порядок передачи акций в доверительное управление предусматривает конкурсную процедуру привлечения доверительных управляющих, но не определяет необходимость подготовки участниками конкурсов предложений о наилучшем способе достижения целей, а также порядок отчетности, контроля, основания для применения мер ответственности в отношении доверительного управляющего;

г) отсутствие классификация хозяйственных обществ, исходя из размера доли в уставных капиталах этих организаций, обеспечивающей возможность влияния на принятие определенных решений органами управления этих организаций.

Целями управления акциями (долями) являются:

- увеличение налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, создающее предпосылки для снижения налогов на результаты деятельности;

-стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных обществ, привлечение инвестиций;

-осуществление институциональных преобразований в экономике города (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур).

Наряду с построением взаимоотношений с управляющими необходима реализация системы управления муниципальным имуществом, заключающейся в непосредственном принятии администрацией города решений о распоряжении акциями и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных обществах.

Применительно к каждому случаю участия муниципального образования в хозяйственных обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются администрацией города в исключительных случаях и только при назначении муниципальных служащих представителями в указанные организации. Предложения о способе достижения цели предоставляются управляющими и оцениваются на конкурсной основе.

Утвержденные администрацией города предложения (программы деятельности управляющего) становятся неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющего.

Необходимо определить:

- пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и администрации города при принятии последними решений, выходящих за пределы полномочий управляющего;

- порядок получения информации о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации;

- обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей администрации города (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, критерии оценки достижения результата управления деятельностью хозяйственных обществ;

- порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города при принятии управленческих решений о выборе (назначении) управляющих, а также решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, контроля за их деятельностью и оценки иной информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ. При обосновании невозможности достижения цели администрации города или выполнения программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия муниципального образования в деятельности хозяйственного общества, либо о распоряжении акциями (долями) иным образом ( в том числе путем передачи акций в уставные капиталы холдингов, создания иных вертикально интегрированных структур), либо об изменении целей или программы деятельности управляющего.

Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в муниципальной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий:

1) классификация хозяйственных обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение основных групп находящихся в муниципальной собственности акций (долей), по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления. Хозяйственные общества классифицируются:

а) в зависимости от степени ликвидности акций: