Недействующий

Об Основных направлениях экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года (Утратил силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 22 февраля 2007 года № 34-пр)

Образование


Условия для реализации прав граждан на получение образования в крае обеспечиваются в рамках реализации Концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае и 10 краевых программ, в том числе "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах края на 2003 - 2007 годы", "Педагогические кадры", "Всеобуч", "Одаренные дети".

На 01 января 2005 г. в крае функционирует более тысячи учреждений общего образования, в которых обучаются и воспитываются свыше 210 тыс. детей, в том числе в 460 государственных и муниципальных дневных школах получают образование 158,1 тыс. учащихся.

За четыре года расходы бюджета Хабаровского края на общее образование увеличились почти в 3 раза и составили в 2004 году более 6 млрд. рублей.

В 2001 - 2004 годах введено в эксплуатацию 19 учреждений образования на 4238 мест. Объем освоенных средств на объектах общего образования за счет всех источников финансирования составил более 1 млрд. рублей, в том числе доля краевого бюджета составила 87 процентов (885,4 млн. рублей). Выполнены ремонтные работы в 960 учреждениях образования края на сумму 444,8 млн. рублей, произведен ремонт краевых учреждений образования на сумму 88,1 млн. рублей. Число аварийных школ сократилось более чем в 2 раза.

Планомерно укомплектовываются учреждения образования школьной мебелью, учебно-наглядными пособиями, спортивным инвентарем, компьютерным оборудованием. В крае 300 школ (66 процентов) имеют современные компьютерные классы (в 2000 году - 13 процентов). Охват учащихся программами углубленного профильного обучения увеличился до 20,7 процента против 12,5 процента в 2000 году.

Вместе с тем остается ряд проблем, оказывающих негативное влияние на функционирование и развитие системы общего образования края. В крае недостаточно учреждений для детей-сирот, специальных коррекционных учреждений. Недостаточно развернута сеть образовательных учреждений и классов с профильным обучением на старшей ступени общего образования края. Сложным остается состояние технической базы общего образования. Свыше 35 процентов школ края построены более 40 лет назад, 14 находятся в аварийном состоянии. Требуется капитальный ремонт 20 школьных зданий, 84 школы нуждаются в реконструкции.

Не в полной мере отвечает современным требованиям информационно-методическое, учебно-наглядное обеспечение образовательного процесса.

Под влиянием демографических факторов продолжается сокращение учащихся дневных общеобразовательных школ. За период 2001 - 2004 гг. число учащихся дневных общеобразовательных школ сократилось на 36,6 тыс. человек.

Деятельность системы начального профессионального образования края направлена на обеспечение экономики края кадрами рабочих профессий и повышение качества профессионального образования.

Сеть профессиональных училищ и лицеев края включает 44 дневных учреждения и 5 профессиональных училищ при учреждениях исполнения наказаний. Общая численность учащихся составляет свыше 26 тыс. человек, из них на дневной форме обучения около 20 тыс. человек. Учебные заведения начального профессионального образования ведут подготовку по 183 профессиям.

Ежегодно училища края заканчивают свыше 7 тыс. человек по дневной форме обучения. Около 70 процентов из них трудоустраиваются на предприятия и в организации различных форм собственности, свыше 12 процентов пытаются поступить на учебу в вузы и средние специальные учебные заведения, 9 процентов призываются в ряды Российской армии, 9 процентов выпускников получают право свободного трудоустройства.

Наряду с этим проблемой является нежелание руководителей предприятий и организаций заключать долгосрочные договоры с учреждениями начального профессионального образования о подготовке рабочих кадров, не достаточно развита система профессиональной ориентации - теряется престиж рабочей профессии.

До 2005 года за счет средств краевого бюджета финансировалось содержание четырех краевых организаций системы начального профессионального образования - Научно-методический центр, Дом техники, Центр лицензирования, Дворец культуры и спорта "Юность" и пять профессиональных училищ, находящихся в учреждениях исполнения наказания. С 2005 года 39 профессиональных училищ и лицеев из 44 дополнительно переданы в ведение края.

В настоящее время система высшего и среднего профессионального образования представлена 61 учебным заведением, из них 31 учреждение высшего профессионального образования, где обучается 87,8 тыс. студентов, и 30 учреждений среднего профессионального образования, в которых обучается 33,9 тыс. студентов. В крае действуют 14 негосударственных вузов и 2 негосударственных средних специальных учебных заведения, образованы 6 представительств и 2 филиала московских вузов.

Ежегодно растет прием студентов в учебные заведения. В 2004 году в вузы и ссузы края зачислено 34 тыс. студентов (в 2000 году - 28,8 тыс. студентов). Общая численность студентов за последние четыре года возросла на 22 тыс. человек и составляет 121,7 тыс. студентов. По сравнению с 2000 годом количество выпускников возросло в 1,8 раза. Обучение производится по 170 специальностям высшего и 97 специальностям среднего профессионального образования.

Изменения в структуре имеющихся специальностей за рассматриваемый период происходили в основном под влиянием спроса, предъявляемого населением, а не отраслей экономики и социальной сферы края. Это привело к тому, что работа по открытию новых специальностей велась вузами зачастую бессистемно, без учета профиля вуза, изучения рынка труда. Имеет место дублирование специальностей.

Совершенствуется работа по содействию трудоустройству выпускников системы высшего профессионального образования. В 2004 году направления на работу получили из числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений, обучавшихся по очной форме за счет средств федерального бюджета, соответственно 78 и 55 процентов против 57 и 41 процента в 2000 году.

Продолжается работа по обучению в рамках федеральной программы подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства. С 1998 года Хабаровским региональным отделением комиссии по подготовке управленческих кадров обеспечена подготовка 251 специалиста.

Наряду с этим сохраняются проблемы повышения качественного состава преподавательских кадров, обеспечение образовательного процесса учебно-методическими пособиями, недостаток учебных площадей. Существующая ведомственная разобщенность вузов создает определенные трудности в функционировании высших учебных заведений как единой системы.