Недействующий

Об Основных направлениях экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года (Утратил силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 22 февраля 2007 года № 34-пр)

Развитие внешнеэкономических связей


Прогноз динамики экспорта до 2010 разработан по двум принципиальным сценариям: инерционному и инвестиционному.

При инерционном сценарии развития предприятия машиностроения сохранят объемы поставок запчастей к поставленной ранее авиатехнике и получат заказы на выпуск и поставку за рубеж новой продукции гражданского назначения. Большая часть прироста экспорта придется на нефтепродукты - несмотря на прогнозируемое снижение цен, объем валютной выручки по этой статье вырастет до 1,3 млрд. долларов США. Экспорт необработанного леса к 2010 году составит по прогнозным оценкам 7,4 млн. куб. м. Поставки на экспорт пиломатериалов возрастут до 375 тыс. куб. м. В структуре экспорта появится химико-термомеханическая масса на сумму около 6 млн. долларов США. Реализация мероприятий по развитию сектора услуг позволит увеличить экспорт услуг в 2010 году до 90 млн. долларов США.

Динамика экспорта в период с 2005 по 2010 год будет положительной, и его сумма составит в 2010 году 2550 млн. долларов США.

При реализации на территории края крупных инвестиционных проектов, способных качественно изменить сложившуюся производственную инфраструктуру, привести к внедрению новых технологий и открытию крупных предприятий, ожидается эффективное развитие экономики края. По данному сценарию в период с 2005 года будет наблюдаться рост экспорта, который составит в 2010 году 2,9 млрд. долларов США. При этом рост произойдет за счет увеличения объемов поставок нефтепродуктов, новой продукции машиностроительного комплекса гражданского назначения, дальнейшей модернизации металлургического комплекса, а также выпуска продукции производственной переработки в лесной отрасли в виде пиломатериалов, шпона, фанеры, химико-термомеханической массы.

Прогноз экспорта нефтепродуктов составлен с учетом сохранения благоприятной ценовой конъюнктуры и высокого спроса на нефтепродукты в странах АТР. В соответствии с данным прогнозом поставки нефтепродуктов в 2010 году прогнозируются на уровне 7,8 млн. т (1,6 млрд. долларов США).

Реализация проектов по модернизации аэродромного хозяйства аэропорта г. Хабаровска, системы управления воздушным движением в Дальневосточном районе, создание портовых мощностей по отгрузке нефти (в пос. Де-Кастри) и перевалке угля в порту Ванино и бухте Мучке, а также увеличение объемов железнодорожных международных транзитных перевозок при условии начала функционирования транс-корейской магистрали позволит увеличить экспорт услуг в соответствии с инвестиционным сценарием развития до 110 млн. долларов США.

Прогноз динамики импорта составлен так же для двух вариантов развития: инерционного, в основе которого лежит сохранение существующих темпов роста импорта и инвестиционного, предусматривающего рост импорта за счет увеличения поставок высокотехнологичного оборудования и комплектующих для развития перерабатывающих производств.

По инерционному сценарию импорт к 2010 году составит 510 млн. долларов США, серьезных изменений в структуре импорта не предвидится.

Реализация инвестиционного сценария внесет определенные изменения в структуру краевого импорта. Мероприятия Правительства края, направленные на привлечение инвестиций, внедрение высоких технологий, развитие экспорта и экспортной базы и, соответственно, перерабатывающих производств, приведут к значительному росту импорта высокотехнологичного оборудования и комплектующих, не имеющих российских аналогов. При данном сценарии произойдет рост импорта за счет увеличения в нем доли машин и оборудования. В соответствии с инвестиционным сценарием в 2010 году импорт составит 690 млн. долларов США.

Помимо указанных сценариев динамики экспорта и импорта в период до 2010 года возможны различные варианты развития отраслей под влиянием таких факторов, как колебание мировых цен на сырьевые ресурсы, внешнеэкономическая и внешнеполитическая ситуация в регионе и ряд других причин.

Неясными остаются последствия и результаты функционирования российской экономики в результате вступления страны в ВТО.

На данный момент с определенной степенью вероятности можно выделить ряд отраслей промышленности края, которые в перспективе могут выиграть от вступления в ВТО, например, черная и цветная металлургия, нефтегазовая промышленность. Вместе с тем существуют отрасли, которым присоединение к ВТО сулит серьезные проблемы. Это гражданское машиностроение, сельское хозяйство, гражданская авиация, банковский и страховой сектора, а также практически все производства импортозамещающей продукции. Однако вступление в ВТО не означает полного и немедленного открытия рынков для иностранных товаров и услуг. У Правительства Российской Федерации остается ряд действенных рычагов - валютная политика, импортные тарифы, налоги. Кроме того, уже на стадии переговорного процесса Россия в целях минимизации негативных последствий вступления в ВТО для так называемых "проблемных отраслей" занимает жесткую позицию, отстаивая свое право на предоставление ей максимально допустимого периода времени (7 лет, так называемый "переходный период") для принятия мер по защите внутреннего рынка, а также изменению структуры отечественной промышленности и переходу от сырьевой и неэффективной к более наукоемкой экономике с реальной перспективой ее дальнейшей интеграции в общемировую систему хозяйствования. По мнению ведущих российских экспертов, в первый год после присоединения России к ВТО пошлины вообще не изменятся, затем в течение 7 - 8 лет на ряд товаров они будут плавно снижаться. После переходного периода тарифная защита все равно не опустится ниже 5 процентов и останется выше, чем у ЕС и США. Такая политика дает возможность "проблемным отраслям" в течение 5 - 7 лет подготовиться к открытию рынка.

В целях уменьшения возможных негативных последствий от вступления России в ВТО необходимо принять ряд срочных мер. В частности, требуется структурная перестройка экономики, серьезная инвестиционная поддержка наиболее значимых отраслей, продуманная политика по поддержке экспорта продуктов перерабатывающей промышленности.

В настоящее время Правительством края ведется разработка комплекса мер по снижению негативного влияния последствий вступления России в ВТО по ряду отраслей.