Недействующий

Об Основных направлениях экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года (Утратил силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 22 февраля 2007 года № 34-пр)


ДИНАМИКА
индексов потребительских цен (тарифов) на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг (декабрь к декабрю предыдущего года)


(процентов)

Год

Индекс потребительских цен на ЖКУ по России

Среднегодовой индекс потребительских цен в целом по Хабаровскому краю

Среднегодовой индекс потребительских цен на ЖКУ по Хабаровскому краю

в том числе

водоснабжение и канализация

отопление 1 кв. м общей площади

горячее водоснабжение

газоснабжение

жилищные услуги в домах муниципального жилищного фонда

2000

142,6

120,0

135,00

159,70

145,30

181,90

135,40

143,20

2001

156,8

124,0

140,32

146,90

139,40

150,80

142,90

126,90

2002

148,8

120,0

152,25

122,80

130,90

124,10

122,70

189,50

2003

128,7

116,2

139,42

154,80

143,60

154,20

120,60

135,30

2004

-

114,0

122,90

136,26

119,20

115,75

113,96

149,10


Учитывая, что в рамках программы реформирования ЖКХ осуществляются мероприятия, направленные на переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями, в том числе населением, в среднем фактический уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2004 году оценивается в 77 процентов против 57 процентов в 2000 году. По России среднесложившийся уровень с учетом установленных регионами уровня платежей населения составил 76,2 процента. Доля расходов семьи на оплату данных услуг в крае установлена на уровне 22 процента, в среднем по России - 20,2 процента.

Правительством края все эти годы продолжалась политика социальной защиты граждан в виде предоставления субсидий и льгот.

С ростом тарифов на жилье и коммунальные услуги растут суммы предоставляемых гражданам субсидий и льгот. В 2004 году размер их увеличился в 4 раза к уровню 2000 года.

Сумма предоставленных субсидий за период с 2000 года возросла в 3,5 раза и достигла 594,9 млн. рублей, при этом наибольший удельный вес в объеме начисленных субсидий занимают компенсации за отопление и горячее водоснабжение (44,1 процента).

Объем средств, необходимых на компенсацию льгот по оплате услуг ЖКХ в 2004 году составил более 1,3 млрд. рублей и увеличился к 2000 году в 4,4 раза, несмотря на снижение количества льготников на 95,7 тыс. человек.

Кроме того, рост тарифов тесно взаимосвязан с бюджетными расходами на жилищно-коммунальное хозяйство. Финансирование из бюджета края в 2004 году возросло на 68,3 процента по сравнению с 2000 годом.

Финансовое состояние большинства предприятий жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему сложное, их деятельность остается убыточной. Сальдированный финансовый результат крупных и средних жилищно-коммунальных предприятий за 2004 год отрицательный в размере 261,7 млн. рублей, что в 1,5 раза больше данного показателя в 2000 году.

Практически во всех муниципальных образованиях края сохраняется тенденция превышения кредиторской задолженности над дебиторской, что представляет реальную угрозу банкротства большинства предприятий отрасли.

За истекший период кредиторская задолженность незначительно сократилась по сравнению с 2000 годом, дебиторская увеличилась на 20,5 процента. Основная доля долговых обязательств по дебиторской задолженности приходится на задолженность бюджетов всех уровней на компенсацию разницы в ценах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги, возмещение льгот и субсидий, оплату бюджетными организациями потребленных жилищно-коммунальных услуг.

Неплатежи и несбалансированность тарифной политики ведут к отрицательному влиянию на краевой и местные бюджеты, к финансовому ухудшению деятельности предприятий ЖКХ.

Одной из главных проблем, тормозящих позитивные преобразования в отрасли, является крайняя изношенность основных фондов и инженерной инфрастуктуры. Из-за отсутствия достаточных средств на поддержание надежности и устойчивости инженерных систем растет протяженность инженерных коммуникаций, нуждающихся в замене. Степень износа коммунальной инфраструктуры в крае составляет около 60 процентов. В связи с этим основные усилия в отрасли направлены на решение проблемы модернизации и реконструкции коммунальных объектов, инженерных сетей и жилищного фонда.

Ветхий и аварийный жилищный фонд на 01 января 2004 г. составляет 621,2 тыс. кв. м общей площади (2,3 процента от всего наличного жилищного фонда). В модернизации и реконструкции нуждается 1,4 млн. кв. м, что почти в восемь раз превышает объемы годового ввода жилья в крае за счет всех источников финансирования.

Для решения этой острой социальной проблемы Правительством края был разработан и принят Законодательной Думой Хабаровского края Закон Хабаровского края "О краевой целевой программе "Переселение жителей Хабаровского края из аварийного и ветхого жилищного фонда в 2004 - 2010 годах", который позволил осуществить комплексный подход к переселению граждан из аварийного и ветхого жилья в благоустроенные помещения. Общая потребность в финансовых средствах для переселения из аварийного и ветхого жилищного фонда оценивается в 2,7 млрд. рублей. В 2003 - 2004 годах из бюджетов всех уровней поступило 74,5 млн. рублей, в том числе из краевого - 20 млн. рублей. Для осуществления переселения людей из ветхого фонда необходимо выделять около миллиарда рублей ежегодно.

За 2001 - 2004 годы в отрасли проведен ряд структурных преобразований. Создавались новые организационно-правовые формы управления отраслью и внедрение новых экономических отношений. В сфере ЖКХ (по состоянию на 01 января 2005 г.) осуществляют свою деятельность 211 объединений собственников жилья, из них 95 товариществ собственников жилья и 116 жилищно-строительных кооперативов. Более 7 млн. кв. м общей площади жилья обслуживается частными предприятиями-подрядчиками.

Среднегодовая численность работающих в организациях жилищного и коммунального хозяйства составила в 2004 году 35,7 тыс. человек, или 87,5 процента к уровню 2000 года.

Получили развитие договорные отношения, около половины договоров подряда на содержание муниципального жилищного фонда (на 01 января 2005 г.) заключаются на конкурсной основе. В целях улучшения качества и оперативности обслуживания населения в процессе проведения этапов реформирования отрасли совершенствуются рыночные отношения между заказчиком, подрядчиком и населением.