(процентов)
Показатели | Темпы роста (средние за период) | 2010 год к | ||
2005 - 2007 гг. | 2008 -2010 гг. | 2005 - 2010 гг. | ||
ВРП (в текущих ценах) | 115,2 | 117,0 | 116,1 | 244,4 |
ВРП (в сопоставимых ценах) | 106,7 | 109,4 | 108,1 | 159,1 |
Инвестиции в основной капитал | 108,2 | 114,7 | 111,4 | 191,0 |
Реальная заработная плата | 108,8 | 102,7 | 105,8 | 139,3 |
Реальные доходы населения | 106,9 | 102,7 | 104,8 | 132,4 |
ВРП на душу населения (в сопоставимых ценах) | 107,2 | 109,9 | 108,6 | 164,0 |
ВРП на душу населения (в текущих ценах) | 115,8 | 117,5 | 116,6 | 252,0 |
Производительность труда в экономике | 105,9 | 109,1 | 107,5 | 154,0 |
Производительность труда в сфере производства | 105,0 | 108,1 | 106,5 | 146,0 |
Валовая добавленная стоимость в производстве товаров | 106,2 | 109,8 | 108,0 | 158,4 |
Валовая добавленная стоимость в производстве услуг | 107,5 | 109,5 | 108,5 | 163,0 |
Реализация инвестиционных проектов, отраженных в мероприятиях к программе, позволит увеличить темп роста инвестиций в основной капитал до 111 процентов в среднем за год. При этом среднегодовой темп роста ВРП составит 108,1 процента. Реальная заработная плата и доходы на душу населения к 2010 году увеличатся соответственно на 39,2 и 32,4 процента.
Устойчивое развитие позволит повысить долю рыночных услуг в общем объеме услуг с 77 процентов в 2004 году до 88 процентов в 2010 году при достаточно высоком темпе прироста реальной заработной платы и доходов населения в целом. В результате доля среднего класса увеличится до 40 процентов, доля бедных снизится до 15 процентов.
(процентов)
| 2004 год | 2010 год |
Бедные (ниже прожиточного минимума) | 24,7 | 15,0 |
Промежуточные слои (1 - 3 прожиточных минимума) | 58,3 | 45,0 |
Средний класс | 17,0 | 40,0 |
Отрасли, которые будут определять динамику ВРП с наибольшей инвестиционной активностью, следующие:
(процентов)
| Инерционный | Инвестиционный |
Промышленность | 102,5 | 107,5 |
в том числе: | ||
черная металлургия | 108,6 | 116,6 |
машиностроение | 103,9 | 109,6 |
лесная, деревообрабатывающая | 107,3 | 118,7 |
промышленность строительных материалов | 103,0 | 106,0 |
Транспорт | 106,1 | 111,0 |
Строительство | 105,8 | 110,5 |
Среднегодовые темпы роста в секторах экономики при реализации этих вариантов развития составят следующие величины:
(процентов)
| Инерционный | Инвестиционный |
ВРП | 104,1 | 108,1 |
в том числе: | ||
производство товаров | 103,3 | 108,0 |
промышленность | 103,2 | 108,0 |
в том числе сырьевой сектор | 100,0 - 103,0 | 103,0 - 104,5 |
обрабатывающий сектор | 105,0 | 106,0 - 110,0 |
производство услуг | 105,0 | 108,5 |
Структурные сдвиги в производстве ВРП будут связаны с реализацией стратегий развития и будут происходить более интенсивно в условиях второго варианта. Возрастет доля обрабатывающего сектора промышленности в структуре ВРП с 20,4 процента в 2004 году до 27 процентов в 2010 году, соответственно возрастет и доля инвестиций в эти отрасли. Среднегодовой темп роста обрабатывающих отраслей будет опережать темп роста сырьевого сектора.
Кроме того, отрасли "Транспорт" и "Связь" будут развиваться опережающими темпами, их доля в структуре ВРП в 2010 году увеличится до 18 процентов и 2,2 процента соответственно (в 2004 году 14,6 и 1,6 процента).
Под воздействием инвестиционного спроса в структуре произведенного ВРП также увеличится доля отрасли "Строительство" с 8,6 процента в 2004 году до 9,2 - 9,6 процента в 2010 году.
Темпы развития экономики могут быть существенно выше при ужесточении мер по сокращению размеров теневого рынка, уровень которого оценивается различными экспертами до 40 процентов от регистрируемых объемов производства товаров, работ и услуг. Набор способов ведения теневого бизнеса достаточно широк - от сокрытия объемов произведенной продукции и услуг, применения различных схем ухода от налогов до организации незаконного предпринимательства, контрабанды товаров. Теневой рынок в той или иной мере существует практически во всех отраслях экономики, однако в большей степени он получил развитие в лесной и рыбной промышленности, оптовой и розничной торговле, автотранспорте, в области туристских услуг, в сфере малого бизнеса.
Значительный ущерб экономике и природе наносят незаконные рубки леса, переруб на делянах, браконьерский промысел и контрабандный экспорт рыбы и морепродуктов.
В результате сокрытия доходов, ухода от налогов бюджет края недополучает значительные суммы средств, что ограничивает возможности развития социальной сферы, социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, отрицательно сказывается на уровне доходов работников образования, здравоохранения, культуры. Теневой рынок является питательной средой для коррупции, взяточничества, экономических преступлений, он разрушает основы социальной ответственности бизнеса.
Развитие теневого рынка связано как с недостатками и пробелами нормативно-правовой базы, так и нарушениями действующего законодательства, слабым администрированием субъектов хозяйственной деятельности. Еще слабо поставлена работа по изучению и выявлению причин возникновения теневого бизнеса, механизмов и схем его ведения, выработке условий и мер по снижению размеров теневой экономики.
Легализация лишь половины предполагаемых скрытых доходов и объемов позволила бы не только достичь, но и превысить поставленную Президентом Российской Федерации задачу удвоения ВВП к 2010 году. Поэтому в дальнейшем при проработке программ по отдельным отраслям экономики необходима разработка конкретных мероприятий, направленных на осветление теневого рынка с привлечением к этой работе ассоциаций предпринимателей. Нужна активная работа правоохранительных органов по решению вопросов легализации бизнеса, обеспечения безопасности, сохранности собственности.