Показатели | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2004 год к |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Численность работающих в малом предпринимательстве (на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей) (тыс. человек) | 133,1 | 140,2 | 150,5 | 155,0 | 159,0 | 119,5 |
Доля работающих в малом предпринимательстве от общей численности занятых в экономике края (процентов) | 19,2 | 20,0 | 21,4 | 21,5 | 21,6 | |
Объем произведенной продукции, работ (услуг) в малом предпринимательстве (оценка) в действующих ценах (млн. рублей) | 13960 | 18895 | 21577 | 28830 | 36150 | 143,5 |
Доля произведенной продукции, работ (услуг) малым предпринимательством в валовом выпуске продукции, работ и услуг всех отраслей экономики края (процентов) | 10,0 | 11,2 | 11,5 | 11,7 | 13,0 |
В структуре объема выпуска продукции и услуг малого бизнеса наметилась тенденция к росту доли производственного сектора и снижение доли торговли и общественного питания.
Краевая программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004 - 2006 годы", определяет цели и задачи политики органов власти края в развитии малого бизнеса, механизмы реализации целевых установок. Создается нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малого предпринимательства. В основном сформирована система поддержки, предоставляющая предпринимателям необходимый спектр услуг: консультационных, информационных, юридических, финансовых, образовательных и других видов.
Действует краевой фонд поддержки малого предпринимательства, через который осуществляется финансово-кредитная поддержка инвестиционных проектов малого бизнеса, микрокредитование, субсидирование процентной ставки по кредитам и другие формы финансовой поддержки.
При активном содействии Правительства края привлекаются внебюджетные ресурсы на кредитование проектов малого бизнеса за счет зарубежных инвестиционных программ, кредитов коммерческих банков и средства кредитных кооперативов.
Осуществляется информационная поддержка малого предпринимательства, ведется подготовка кадров для предпринимательских структур и повышение квалификации руководителей и специалистов малого бизнеса.
В целях формирования благоприятного климата для деятельности малого бизнеса продолжается поиск путей снижения так называемых "административных барьеров". Вошло в практику совместное обсуждение важных проблем с участием представителей органов власти и предпринимательских структур.
Принимаются меры по упорядочению процесса проверок контролирующими органами и сокращению дублирования их функций. Введен трехлетний мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий. Решаются вопросы упрощения по времени и затратам процедуры оформления исходно-разрешительной документации для строительства, отвода земельных участков, оформления согласований и разрешений.
В настоящее время уровень состояния малого предпринимательства свидетельствует о том, что в крае создана определенная база для дальнейшего его развития и активизации предпринимательских инициатив.
В то же время анализ развития малого предпринимательства в крае выявляет ряд проблем, оказывающих отрицательное влияние на эффективность его развития:
· отсутствие залогового обеспечения и недостаточное развитие механизмов и кредитования малого предпринимательства, затрудняет его доступ к банковским кредитным ресурсам, особенно долгосрочным;
· несовершенство законодательства, в том числе противоречие базового Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", принятого в 1995 году, ряду законодательных актов, в том числе Налоговому кодексу Российской Федерации;
· административные барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства. Требует решения на федеральном уровне внедрение более широкого понятия принципа "одного окна", предусматривающего не только государственную регистрацию предприятий, предпринимателей и постановку их на учет, но и получение сведений о постановке на учет и сдачу ежеквартальных балансов в "одно окно", без явки в социальные внебюджетные фонды;
· длительность и затратность процедуры оформления исходно-разрешительной документации для строительства, отвода земельных участков, оформления согласований и разрешений;
· недостаточно развитая инфраструктура поддержки (фонды, агентства поддержки, бизнес-центры, технопарки, бизнес-инкубаторы);
· низкий уровень ассоциирования субъектов предпринимательства.